Колокольчики Hemony и Serke

Колокольчики Hemony стали известны коллекционерам в начале XX века. Через некоторое время о них появились статьи. Удивительны два момента. Первый: эти колокольчики до сих пор – тайна и загадка, второй: ничего нового с тех пор, как материал о них был собран и опубликован в книгах и статьях (на нескольких языках, кроме, увы, русского), не выявлено и не найдено.

Первая (по хронологии) статья написана г-жой G. Lyle Ringland. Она называется «Hemony and Serke Bells». Статья была написана в 1958 году. Cо сканированных старых страниц с машинописным текстом на меня смотрит приятная женщина. Она стоит на фоне шкафа с бронзовыми колокольчиками. В те годы G. Lyle Ringland была президентом Клуба по изучению колокольчиков штата Огайо, США.

G. Lyle Ringland

Первая страница ее исследования – список библиографии. Сейчас приходится только удивляться и поражаться, как люди собирали информацию в доинтернетовские времена. Понятно, что в библиотеках, а там в книгах, журналах, энциклопедиях. Но половина списка источников – это ссылки на переписку с частными и официальными (музейными) лицами. Причем, она, переписка, велась из США с Европой. Можно представить, сколько времени заняло исследование (хочется написать «расследование»), какая скрупулезная, огромная работа была при этом проделана. Сейчас с интернетом не всегда и не у всех это, увы, получается. Поэтому я испытываю к автору огромное уважение.

Вторая статья, «The Hemony Bells», написана Лоис Спрингер (Lois Springer). В начале 1940-х годов Лоис была одним из первых членов Американской колокольной ассоциации – организации, объединившей коллекционеров колокольчиков. У Лоис, преподавателя английского языка и библиотекаря по профессии, была прекрасная коллекция бронзовых колокольчиков-героев литературных произведений и исторических деятелей. Многие годы она вела колонку о колокольчиках в журнале «Hobbies».

Лоис Спрингер (Lois Springer)

Первоначально статья «The Hemony Bells» была опубликована как приложение к журналу Американской колокольной ассоциации «The Bell Tower» в марте 1985 года.

Основные данные по братьям и колокольчикам Hemony сходны у обеих авторов. Поэтому, чтобы не повторяться, я взяла для своего рассказа материал из той и другой статьи, объединила его и перевела на русский язык.


Если кто-то спрашивает: «Почему весь этот интерес к колокольчикам Hemony?», то это значит только одно: у этого человека их нет. Ответ на вопрос такой: здесь есть тайна, и она связана с надписью и датой.

Когда у коллекционеров появляется колокольчик Hemony, они обязательно начинают рыться в справочниках, чтобы проверить биографические данные о литейщиках, чьи имена обычно являются частью надписи вокруг края каждого колокольчика. Результатом таких поисков бывает только недоумение.

Сначала обсудим ручные колокольчики Hemony. В переводе с латинского фраза F. HEMONY ME FECIT ANNO 1569 означает «F. (Francois) Hemony сделал (отлил) меня в 1569 году».

В источниках информации не удалось обнаружить никого по имени F. Hemony, кроме Франсуа (Francois), который был литейщиком. Он родился в Лотарингии, графство Бассиньи, Франция, в 1609 году и умер 24 мая 1667 года в Амстердаме, Голландия. Поэтому, если мы принимаем дату 1569 (поскольку она явно обозначена на большинстве колокольчиков), то мы понимаем, что колокольчики были отлиты не в период его жизни и не в период жизни его брата Питера (Pieter). Питер родился тоже в Лотарингии в 1619 году и умер 17 февраля 1680 года в Амстердаме.

Разные источники указывают, что графство Бассиньи было знаменитым в кругах литейщиков колоколов. Именно здесь был развит этот старинный промысел, и литейщики образовали сплоченное сообщество. Считается, что братья попали в Германию около 1634 года. Два года спустя Франсуа c помощником отлили свой первый колокол. В 1640 году братья прибыли в Зютфен, Голландия, основали литейную мастерскую и отлили карильон из 26 колоколов для башни Уайнхаус (Winehouse). Франсуа продолжал отливать колокола один, а Питер путешествовал по Западной Европе, работал там, иногда возвращался домой и помогал брату с карильонами. Их слава и репутация как создателей музыкального чуда быстро распространилась.

Около 1654 года Франсуа с женой и двумя детьми уехал в Амстердам, где основал литейную мастерскую в здании, которое было ему выделено для производства колоколов и оружия. Отцы города дали ему это здание бесплатно. Питер остался в Зютфине. Он отвечал за мастерскую, которая позже стала арсеналом. После нескольких лет он обосновался в Генте, работал отдельно от Франсуа. В 1664 году Питер присоединился к брату, который через 3 года умер, и руководил мастерской до своей смерти в 1680 году.

Имя Франсуа, старшего брата, лучше известно коллекционерам, так как оно появляется на многих ручных колокольчиках. Но и его младший брат Питер был тоже известен в Голландии XVII века. Именно он написал первый буклет о карильонах, в котором представил некоторые свои теории. Именно он вел обширную переписку, демонстрирующую дружбу семьи с замечательными людьми своего времени.

Как только коллекционеры узнают о славе Hemony, естественно, они хотят верить, что ручные колокольчики с надписью «F. Hemony Me Fecit Anno 1569» были сделаны Francois Hemony.


Вот что написано о колокольчиках Hemony в книге L. Elsinore Springer «The Collector’s Book of Bells» Crown Publishers, INC., New York, 1972.

Колокольчики Hemony продолжают привлекать коллекционеров, т.к. у них совершенно необычные ручки. Некоторые стилизованы, другие – реалистичные изображения русского медведя, волынщика, крестоносца.

Факт, что фигуры на этих колокольчиках из разных культур, заставил многих думать, что колокольчики были отлиты в разных европейских странах. Эта теория подкрепляется пометами на некоторых образцах.

Что касается определения возраста колокольчиков, то бессмысленно упорствовать в желании отличить копию от оригинала, когда очевидно, что никаких оригиналов не было. Однако никто не может отрицать, что некоторые экземпляры намного старее других и что мастерство изготовления одних намного выше.

Колокольчики Hemony стали появляться в американских коллекциях к концу Первой мировой войны. Некоторые были привезены солдатами, и на колокольчиках была надпись или Made in England, или Made in Belgium. Вскоре в некоторых американских изданиях появились рекламные объявления о них.

Интересно, что вполне возможно, что сегодня в Америке больше колокольчиков Hemony, чем в Нидерландах – стране, где они предположительно появились.

После Второй мировой войны некий американец купил на уличном рынке в Лондоне один из тех колокольчиков Hemony, которые коллекционеры прозвали «королева с печальным лицом». Когда он показал его нескольким амстердамским дилерам, через руки которых прошли сотни колокольчиков, они воскликнули, что подобного не видели.


А вот мнение Алана Бургдорфа о колокольчиках Hemony.

Колокольчики Hemony – загадка. Никто на самом деле много не знает о них. Как и большинство коллекционеров, я полагаю, что эти колокольчики – современные подделки, первые из которых появились около 1900 года. Причины, по которым я так думаю, следующие:

1) Нигде не зафиксировано, что братья Hemony изготовляли настольные колокольчики.

2) Их нет в музеях, и они там неизвестны.

3) Они не продавались ни одним из главных аукционных домов.

4) Все, которые я видел, сделаны методом литья в песчаные формы.

Большая часть из них сделана грубо. Нет ни одного, что я бы уверенно датировал ранее 1900 года. Если бы был оригинал, тогда должны быть более ранние экземпляры, сделанные способом литья по выплавляемым моделям.

Существуют по крайней мере 20 различных колокольчиков, на которых написано название. Иногда на одном и том же колокольчике стоит F. HERON, дата и надпись. Иногда – JOHANES SERKE, дата 1570 или 1370 и подпись по-голландски.

Говорят, что есть ранние колокольчики, сделанные по выплавляемым моделям, но я не встречал ни одного. Похоже, что многие колокольчики скопированы разными компаниями, но ни на одном из них не стоит имя изготовителя. Большие колокольчики хорошего качества. Маленькие – часто хуже. Известно, что некоторые варианты маленьких колокольчиков за последние 40 лет сделаны в Корее, возможно, Индии.

Алан упоминает еще одно таинственное имя – Serke. Об этих колокольчиках писала та же G. Lyle Ringland во второй части своего исследования, которое так и называется «Serke Bells». Вот мой перевод.

Колокольчики Serke

Мы нашли только 7 разных видов колокольчиков с именем Serke на них. Пять имеют такие же ручки, как колокольчики Hemony. У шести те же украшения, у всех одна и та же надпись: «JАCOVES SERKE HEFT MY GHEGOTEN A 1370». Это среднеголландский язык XIV века. В переводе надпись звучит так: «Якоб (Jacob) или Джон (John) Serke отлил меня в 1370 году».

До этого исследования полагалось, что этот Serke мог продать формы братьям Hemony, когда они приехали в Голландию, и потом они могли поменять надпись и дату. Сейчас мы знаем, что это было не так.

Информацию по Serke мы смогли получить только из одного источника: г-жи M.M. Doornink-Hooenraad, директора музея Stedelijk в Зютфине, Голландия, которая проводила исследование по старым колоколам, мортирам и их производителям.

Она высказала свое мнение о колокольчиках: «Сейчас колокольчики Serke вызывают у меня еще больше опасений. О Serke, кто, по предположению, в XVI веке был литейщиком мортир откуда-то из Бельгии, вообще ничего неизвестно. Я видела несколько мортир с его именем, которые были, несомненно, имитацией, и плохой имитацией. Насколько я помню, на них всех была дата 1576 и надпись, которую вы упоминаете, с большим количеством ошибок. Д-р D. A. Wittop Konig в своей книге «Голландские мортиры» («Dutch Mortars») сомневается в аутентичности всех мортир Serke. Видимо, и на колокольчиках он не нашел имени Serke, я тоже не нашла. Он добавляет, что много таких плохих имитаций с именем Serke продаются в антикварных магазинах Брюгге».

Как и в случае с колокольчиками Hemony, здесь тоже всё запутанно и неясно. Мы узнавали и исследовали везде, где можно, но чувствуем такое же разочарование, как и вы, т.к. ответов на загадки нет. При каждом новом повороте мы натыкались на новый вопрос. Тем не менее, колокольчики и Hemony, и Serke стимулируют интерес, касающийся народов и обычаев прошлого, а также ремесел и их истории почти 500-летней давности. А ручки и их рельеф побуждают понять традиции и искусство, которые повлияли на создателей этих колокольчиков.

Колокольчик из моей коллекции, на котором написано Serke. 11х8 см, бронза.

Колокольчик Serke

Колокольчик Serke

Колокольчик Serke

Лицо старухи мне показалось страшным, и я назвала колокольчик просто – «Старая карга». На колокольчике указан год, 1370, во что я, естественно, не верю. Детали на тулове очень посредственного качества. Что или кто изображен, сказать не могу.