Китайские колокола с выставки в музее им. Пушкина

Несколько лет назад в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве проходила выставка «Древний Китай: ритуал и музыка. Бронза и лаки из собрания Музея провинции Хубэй». И я рада, что посетила ее.

Экспонаты выставки, 100 памятников художественной культуры, были созданы в периоды правления династий Шан (1600-1050 г. до н.э.) и Чжоу (1050-256 г. до н.э.). Я не ожидала увидеть среди них колокола, но они там тоже были представлены.

Ничего о китайских древних колоколах мне до посещения выставки не было известно. Поэтому я просто привожу информацию о них с сайта музея. В зале освещения для хороших фотографий было недостаточно. Поэтому качество уж, какое получилось.

«Древнейшим из обнаруженных археологами бронзовых колоколов считается нао. Его форма отдаленно напоминает ритуальную секиру-юэ, форма которой, как предполагают специалисты, могла послужить прототипом этого инструмента. Звук колокола-нао извлекался с помощью деревянной колотушки. В экстатических ритуалах эпохи Шан этот инструмент, отбивающий ритм, мог играть ведущую роль. Его популярность сохранялась и в эпоху Западной Чжоу, вплоть до VIII века до н.э. Однако позже он практически выходит из употребления и ему на смену приходят новые типы колоколов.

Как и другие ритуальные предметы, древние колокола всегда украшали магическим орнаментом: маской таотэ, узором грома лэйвэнь, мотивами плодородия – небольшими выпуклыми шишечками. Необычный символический знак – небольшая голова человека – украшает колокол-нао, датированный X-IX в. до н.э., представленный на выставке. Использование древнего символа, который часто встречается на шанских секирах-юэ, на музыкальном инструменте доказывает не только формальное родство этих двух предметов. Не исключено, что изображение головы указывает на характер обрядов, в которых использовались эти ритуальные предметы – обряды жертвоприношения.

В эпоху Чжоу распространение получают колокола типа чжун и бо. Традиционные китайские колокола не имели языков, поэтому звук извлекали деревянными или металлическими предметами. Колокола-чжун по форме напоминают вытянутые нао с длинным вешало, за которое их чуть с наклоном подвешивали. Колокола типа бо обычно крупные, массивные, округлой формы с петлевидной ручкой, обильно украшенные сакральным орнаментом, они подвешиваются строго вертикально. Из колоколов-чжун создаются инструментальные наборы бяньчжун, насчитывающие от 7 до 64 колоколов».

Колокольчики

Они становятся наиболее распространенными музыкальными инструментами эпохи Чжаньго. Самый крупный набор бяньчжун был обнаружен в гробнице правителя И царства Цзэн. Он состоял из 19 больших, 45 маленьких колоколов-чжун и одного колокола-бо, подвешенных в три яруса на деревянных стойках, покрытых лаком. Вместе с наборами ритуальных сосудов и иной погребальной утвари колокола сопровождали покойного в его загробном путешествии, указывая путь к истокам творения. Космогонические мотивы орнаментов и изображений, которыми украшались колокола, позволяют считать этот инструмент древним символом космоса.

На выставке представлен набор колоколов типа бяньчжун, обнаруженный археологами в гробнице комплекса Цзюляньдунь. На двухъярусной деревянной стойке размещены 34 колокола: 12 больших на нижней перекладине и 22 маленьких на верхней.

Колокольчики

Из текстов «Чжоули» («Ритуалы эпохи Чжоу») известно, что наборы бяньчжун и бяньцин использовали вместе, и при комбинации возникал так называемый “золотой звук”.

К разряду музыкальных инструментов из металла можно отнести и бронзовые барабаны, которых обнаружено не так много. Согласно архаическим мифам и легендам, барабан и колокол были связаны с почитанием предков. Самостоятельный культ этих инструментов, указывает на тотемный характер древних верований. Известно, что поклонение колоколам и барабанам соотносилось с архаическим и очень стойким культом гор и камней, которые всегда почитались в Китае как места рождения, обитания или ухода предков. Выставленные в храме, эти инструменты служили главным объектом поклонения и потому имели прямое отношение к заупокойному культу. Кроме того, в предметном мире ритуала барабан и колокол символизировали пространственно-временные параметры древнекитайского космоса, что отразилось в известном изречении “барабан подобен небу, а колокол – земле”».

Источник: http://www.arts-museum.ru

Один комментарий
Olga | 30.10.2020

О выставке на Телеканале «Россия – Культура»: