Колокольчик из Литературного музея

Еще когда Государственный Литературный музей располагался в палатах Высоко-Петровского монастыря, я посмотрела его экспозицию, где увидела необыкновенно интересный колокольчик.

Музей

Стоит он в витрине, посвященной Николаю Дмитриевичу Телешову (1867-1957).

Телешов
Фото wikimedia.org

Как автор литературных произведений Телешов известен, скорее, специалистам. А вот всем, интересующимся историей русской литературы и, шире, культурой вообще, знакома книга его мемуаров «Записки писателя».

Вот в этом старом московском купеческом доме на Покровском бульваре, на котором теперь висит мемориальная доска, Телешов организовал знаменитые литературные собрания, душой которых он был. Они проходили по средам и поэтому получили название «Среды».

Дом Телешова
Фото wikimedia.org

На этих собраниях бывал весь цвет не только русской литературы, а и музыки, живописи, театра. Очень неполный перечень: А.П. Чехов, В.А. Гиляровский, И.А. Белоусов, И.А. Бунин, Н.Н. Златовратский, К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький, Л. Андреев, А.И. Куприн, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, В.И. Качалов, О.Л. Книппер-Чехова и т.д. и т.д.

Коллекционирование портретов участников «Сред» было страстью Телешова. Поэтому первое издание «Записок писателя» было не просто иллюстрировано ими, но и каждый экземпляр шел с личной дарственной надписью.

Пояснение к колокольчику, музейному экспонату, гласит, что это «Колокольчик на подставке, металл, литье, гравировка, принадлежал Н.Д. Телешову. На тулове выгравировано 1903-1904 гг. На подставке выгравированы факсимильные автографы участников «Сред» И. Белоусова, С. Кречетова, Н. Телешова и других». Можно предположить, что свою страсть к автографам Николай Дмитриевич перенес и на памятный колокольчик тоже.

Колокольчик

В воспоминаниях литературоведа А. Руднева я прочитала о его встречах и беседах со внуком Н.Д. Телешова. И вот там как раз упомянут колокольчик, имеющий непосредственное отношение к «Средам». «Рассказы Телешова я слушал, сидя обычно в старинном, уже несколько обветшалом кресле в том самом мемориальном кабинете, где находились картины В.Д. Поленова, Е.А. Телешовой-Карзинкиной, фортепиано, на котором С.В. Рахманинов часто аккомпанировал Ф.И. Шаляпину на собраниях «Среды» (на нём стоял колокольчик в виде фигурки аиста, которым Н.Д. Телешов открывал все собрания «Среды», начиная с первого, в 1899 году, и до последнего, прошедшего в конце 1916 года)».

В конце 1999 года в телешовском доме случился пожар, многие реликвии погибли. А. Руднев не говорит, удалось ли спасти этот колокольчик, но, судя по тому, что в музее он отсутствует, можно предположить, что нет.

В «Записках писателя», посвященным «Средам», о колокольчиках нет ничего. Но в главе «Москва прежде» Телешов рассказывает о старых обычаях, быте, привычках москвичей. И вот там я читаю: «А то появлялся время от времени одинокий «человек-оркестр», похожий благодаря множеству инструментов на какого-то шамана. На широком ремне, перекинутом через шею, он нес впереди себя тяжелую шарманку. На голове у него был металлический шлем, весь увешанный маленькими медными колокольчиками. Остановившись перед какой-нибудь дачей, музыкант ставил свою шарманку на ножку-подставку и начинал неустанно крутить ручку, извлекая громкие звуки. Как бы отмахиваясь от мух, он потрясал головой, и к звукам шарманки присоединял веселый перезвон колокольчиков на своем шлеме. Мало того – на спине у него был пристроен небольшой турецкий барабан, а к локтю левой руки прикреплена ударная палка с набалдашником, которою он и отбивал такты в барабан, а ногою дергал за петлю ремень от литавров – медных тарелок на барабане. И музыка гремела, гудела на все лады. Работали одновременно и руки, и ноги, и голова, и «оркестр» вызывал, особенно у окружавших мальчишек, желание плясать. И они плясали тут же, на лужайке перед дачей».

Н.Д. Телешов, кстати, был основателем и первым директором музея МХАТа.

А Литературный музей в 2017 году переехал в здание на Зубовском бульваре, и там уже не постоянная экспозиция, а временные выставки.

Отрывок из воспоминаний А. Руднева взят с litrossia.ru
Отрывок из книги Н.Д. Телешова «Записки писателя» взят с litmir.me