Неприметный с виду колокольчик

Если вы взглянете на этот колокольчик, то языком от восторга и зависти точно не зацокаете. Для искушенных коллекционеров он – так, ничего особенного. Но для меня – памятен, потому и дорог…

Колокольчик

Все годы своей недолгой истории Тольятти был тем, что в СССР называлось "образцовый советский город". Это понятие подразумевало наличие многих заводов, главным из которых был, конечно, ВАЗ, отсутствие какой бы то ни было дореволюционной застройки и культовых учреждений заодно. В старом Ставрополе, покоящемся на дне Волги, было 5 церквей на 6 тысяч человек населения. В советском Тольятти до 90-х годов была всего одна на 600 000. Очень долго я даже не знала, где она находится. Такой неприметной, по-моему, даже без колокольни, существовала эта единственная церковь, затерянная в густо застроенном частном секторе.

В 90-е годы развалился Советский Союз, поднялся "железный занавес", возник интерес к религии. Эти события коснулись меня и в глобальном масштабе, как остальных граждан, и затронули еще и лично.

Дело было так. В конце 80-х — начале 90-х годов на волне необыкновенного любопытства к России сюда хлынули западные туристы. Их желание увидеть страну не ограничивалось Москвой и Петербургом, которому только что вернули историческое имя. Они хотели лететь, ехать и плыть настолько далеко, насколько это было тогда позволено и возможно. Так, по Волге стали курсировать теплоходы, зафрахтованные для иностранных туристов. Они швартовались не в Самаре, что уже не называлась Куйбышевом, но была еще закрытым городом, а в Тольятти, где даже организовывались экскурсии. С гордостью показывались ВАЗ, Куйбышевская ГЭС, широченные улицы Автозаводского района, распланированные строгими прямоугольниками и застроенные сплошь типовым жильем не ниже 5-ти этажей.

Появление теплоходов с экскурсантами меня взволновало еще как. Нет, не тем, что суда были большие, белые, четырехпалубные, не тем, что раньше они никогда не причаливали у речного порта. А единственным: я могла вживую пообщаться на английском! Просто сесть на троллейбус, доехать до порта, пройти на теплоход и поговорить! Сказка, фантастика по тем временам. Неслыханные волнения, треволнения и переживания.

То, о чем даже не смелось мечтать, осуществилось. Я ходила на встречи с туристами и ездила с ними на экскурсии и впервые в жизни там же, на теплоходе, в баре! увидела баночки с пивом. Такой каскад чувств вызвали эти баночки, импортные, конечно, с ярко написанным на них словом beer, что я остановилась, проходя мимо них, и слово beer само вырвалось у меня. Там, в баре, было, естественно, не только пиво, а и Coca-Cola, и другие напитки, и жвачки, и шоколад, всё яркое, не виданное нигде и никогда ранее, но почему-то именно баночки с пивом поразили тогда мое воображение.

Как сейчас помню, немец, молодой парень по имени Маркус, из Мюнстера, с которым мы познакомились и общались, а потом некоторое время и переписывались, понял мое растерянно-восторженное "beer" как желание его попробовать. Маркус купил мне баночку, и я ее пила. Незабываемо! Не то, что я пила пиво, я его вообще-то не люблю, а то, что первый раз из баночки! в баре! в другой жизни!

И вот как-то я узнала, что туристов повезут в церковь, показать и рассказать о православии. Мне сказали, что для подстраховки, на всякий случай, вдруг что случится с гидом, мне тоже надо быть готовой провести экскурсию. Но ведь для этого я сначала должна узнать и увидеть сама, как оно всё в храме устроено и как себя вообще там вести. Я пошла к друзьям-художникам с вопросом, нет ли у них кого, кто бы мог помочь. Есть! У них был друг, артист кукольного театра, а у него был друг – батюшка из нашей единственной в городе православной церкви. Потом было знакомство с отцом Валерием и его матушкой и чаепитие у них в доме, и беседа-ликбез о православии, и история именно этой церкви. Всё интересно и необыкновенно.

Спасо-Преображенский собор в Тольятти И вот недавно моя сестра дарит мне этот колокольчик. На нем изображен Спасо-Преображенский собор города. Он строился так долго, что забор огромной стройплощадки, мимо которой я каждый день ездила на работу, навсегда запечатлелся в памяти.

Сейчас собор замечательно разнообразит монотонность плоского городского пространства. И считается, что любопытно и приятно, одним из лучших архитектурных сооружений, построенных в России за последние сто лет. А я так вообще нахожу его самым красивым зданием в городе. В нем прекрасные мраморные полы, в мозаике которых 12 сортов, иконы на эмали в серебряных окладах. А в 2006 году сюда была доставлена десница св. Иоанна Крестителя, одна из святынь христианского мира.

Настоятель этого огромного собора, вмещающего более 3 тысяч человек, – отец Валерий, тот самый, что служил в единственной церкви города, тот, из-за кого еще и поэтому тоже мне памятно начало 90-х.

Такие вот события всколыхнул в памяти незамысловатый колокольчик с видом тольяттинского храма.

Фото Спасо-Преображенского собора взято с сайта ru.wikipedia.org.

Один комментарий
Ольга | 28.10.2009

Для меня колокольчики тоже прежде всего события, впечатления и воспоминания. Жаль, конечно, что не всегда можно их найти. Спасибо большое за рассказ!