Два фото с колокольчиками. По одному ответа нет
Недавно в Литературном музее посмотрела новую выставку, приуроченную к трем юбилейным датам: 150-летию со дня рождения И.А. Бунина и А.И. Куприна и 160-летию со дня рождения А.П. Чехова. В витрине, рассказывающей о Куприне, лежит фотография.
Фотография – оригинал.
Начну с надписи, т.к. это первое, что бросается в глаза. Надпись относится к Александру Ивановичу Катуну. Он был дамский портной, пользовавшийся большой популярностью. Куприн дружил с ним. Он сравнивает Катуна с Вортом, т.е. с Чарльзом Вортом (Charles Frederick Worth), французским модельером английского происхождения, основателем дома моды House of Worth, одним из первых представителей высокой моды.
Это интересно, но для нас главное – предмет на переднем плане, справа, похожий на колокольчик. Я нашла копию фото, где этот же предмет виден четче.
В воспоминаниях дочери Куприна Ксении «Куприн – мой отец» нет упоминаний о прислуге в доме писателя. Тогда зачем стоять колокольчику, чтобы кого вызывать? Не просто же так?
Ответ я нашла в статье газеты «Гатчинская правда». Куприн считал проведенные в доме в Гатчине годы лучшими в жизни. У него был не только дом, а и хозяйство, которым он занимался с огромным удовольствием. И, как вспоминает один из гатчинских старожилов о месте, где стоял дом, там были и «хозяйственные пристройки, кухня, помещения для прислуги». Что, собственно, и требовалось доказать.
И еще одно фото. Гуляя в арбатских переулках, в одном из них, в Хлебном, увидела скульптуру, изображающую оленя или даже оленёнка с колокольчиками.
Колокольчики симпатичные, но зачем они на рожках животного? Что хотел сказать скульптор? Тот же вопрос, как и в случае с колокольчиком на столе у Куприна: «просто так»? Ни об авторе, ни о годе создания скульптуры информации найти не смогла.
В комментариях в одной из социальных сетей мне ответили, что эвенки вешают колокольчики на рога оленей. И что этому есть три причины. «Во-первых, звучание оленьих колокольчиков позволяет пастухам уже издалека определить местонахождение стада и облегчает поиск отбившихся животных. Во-вторых, ботала отпугивают волков и других хищников и, кроме того, препятствуют примыканию домашних оленей к их диким собратьям. В-третьих, колокольчики помогают потерявшимся животным найти свое стадо».
Спорить не буду. Но два момента смущают. Первый, то, что автор комментария сначала говорит о колокольчиках, потом о боталах. Я знаю, как выглядят ботала. У меня и в коллекции они есть. И второй: то, что на рогах оленёнка, слишком изысканно для ботал, это настоящие колокольчики.
Источник: gtn-pravda.ru
Колокольчик на первой фотографии не рассмотреть. Для вызывного форма ручки неудобна, на мой взгляд, да и звонким он не кажется… Может, это не колокольчик все же? Крышка, например, какая-нибудь.
Олень с колокольчиками. Возможно, это сказочный персонаж, как на этом колокольчике:
Фото полностью здесь.
Что касается предмета на фотографии Куприна, то я всё-таки склоняюсь к мысли, что это вызывной колокольчик. Вряд ли бы какая-то крышка от чего бы то ни было стояла посреди его рабочего стола. А, учитывая, что в Гатчине у Куприна, т.е. всей его семьи, было большое хозяйство, была прислуга, логично предположить, что колокольчик тоже имелся.
По форме ручки. Если посмотреть на картины, например, Людвига Гуттенбрунна «Портрет князя Александра Борисовича Куракина» или «Портрет старого бурлака Чесменки» кисти неизвестного художника https://www.showbell.ru/blog/archives/10495, то видно, что ручек у изображенных там вызывных колокольчиках, можно сказать, почти нет, такие они маленькие.
А на картине П.А. Федотова «Портрет Е. П. Ростопчиной» вызывной колокольчик очень похож на стеклянный или хрустальный, при этом он с бронзовой ручкой. Это к вопросу о хрупкости.
О скульптуре олененка. Я нашла источник, который был использован в комментарии, что мне дали, по поводу ботал и колокольчиков оленей у эвенков. Вот он: http://www.novgorod.net/~valdmuz/Gaz%2035-2.htm Там много любопытного именно о боталах и колокольчиках. Если принять скульптуру за эвенкийского олененка, то логики в том, что когда-то, уже сравнительно давно, ее зачем-то поставили в арбатском дворе, я, честно говоря, не вижу.
Возможно, олененок с колокольчиками – персонаж какой-нибудь сказки. Искала, не нашла.
Да, интересно.
Колокольчики на оленьих рогах не дают покоя:) Вот что еще удалось найти.
Навершие в виде полуфигуры оленя. Северный Кавказ. Кобанская культура. Середина 1 тысячелетия до н.э. Зимний дворец, зал 14
Вот скриншот витрины с экспонатом:
Прогуляться по залам Зимнего дворца можно здесь.