Выставка в Царицыно «Состязание с натурой…» и колокольчик в тему

Полное название выставки, которая несколько лет назад проходила в Царицыно, звучит как «Состязание с натурой. Из истории убранства стола XVIII-XIX веков». На ней рассматривалось такое явление в искусстве фарфора, как «обманки», т.е. создание иллюзии подлинных объектов природы, т.е. флоры и фауны.

На выставке показывалось 130 предметов сервировки из фарфора, керамики и стекла из коллекций разных музеев. Это образцы посуды с лепными украшениями Мейсенской фарфоровой мануфактуры, кузнецовский, гарднеровский фарфор, произведения в стиле керамики «сельских глин» мастера Б. Палисси (XVI век) и т.д.

В самом маленьком зале показывались всего четыре экспоната из стекла (конец XVIII–начало XIX века). На каждом – изображение мухи. Когда в такую рюмку наливали воду, муха словно оживала. «Муха в стакане» идеально отвечала главной цели создания столовой «обманки» – перехитрить, застать врасплох, потешиться.

Рюмка
Рюмка. Россия. Никольско-Бахметевский хрустальный завод. Конец XVIII-нач. XIX вв.
Стекло, роспись эмалями, позолота. Государственный Музей-заповедник «Царицыно»

Декоративное решении экспозиции было замечательное. Если в витрине лежала тарелка с изображением, скажем, земляники или обманочка в виде её же, то рядом стояло кашпо с растущей в нем настоящей ягодой. И цветы были подобраны таким же образом. А вся флора предоставлена царицынскими оранжереями.

Миска в виде зеленой капусты с крышкой
Миска в виде зеленой капусты с крышкой.
Франция, Страсбург. Середина XVIII века. Фаянс, роспись. Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова

Масленки
Слева направо: Масленка в виде утки. Масленка в виде куропатки.
Оба экспоната Россия, завод Гарднера, 1780-1790-е, фарфор, надглазурная роспись, Музей керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»

Чайник с крышкой в виде перепелки
Чайник с крышкой в виде перепелки.
Россия. Завод И.Е. Кузнецова. 1890-1900-е гг. Фарфор, надглазурная роспись. Государственный Музей-заповедник «Царицыно»

Сухарница
Сухарница в форме листа с орехами и щипцами.
Россия. Завод М.С. Кузнецова. Конец XIX-начало XX вв. Фаянс, роспись надглазурная. Музей керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века»

На выставке колокольчиков не было, но фарфор и роспись, представленные там, стоили того, чтобы их увидеть. У многих коллекционеров колокольчиков есть экземпляры именно в форме цветов, фруктов-ягод-овощей, птиц и животных. У меня, например, они одни из самых любимых. Поэтому мне было очень любопытно сравнить искусство известных мануфактур прошлого с работами современных мастеров, специализирующихся в создании колокольчиков.

Комментировать, что на колокольчике изображено, нет смысла. Всё и так понятно. Техника исполнения замечательно перекликается с темой выставки и ее экспонатами. На колокольчике и роспись, и лепка. Ягодки, листочки и веточка выполнены в натуральную величину. Прекрасно передан цвет. Фарфор тонкий. Изготовлен в мастерской авторского фарфора «ФарфорЮС» Юлией Мухортовой и Светланой Сухановой.

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Один комментарий
Ирина Лапина | 27.11.2020

Чудесный колокольчик!