О колокольчике Old Florentine дизайна Бенвенуто Челлини
Начало рассказа о колокольчиках в доме-музее А.И. Герцена здесь. В одном из залов я сразу замечаю еще один. Он стоит на бюро. Никакой этикетки нет. На колокольчике закреплена проволока. Хотя бюро стоит далековато, вижу ручку колокольчика и множество деталей на тулове, но рассмотреть в подробностях не могу. Поэтому решаюсь спросить позволения подойти к бюро. Как ни странно, мне идут навстречу, снимают веревочное ограждение, и впервые в жизни моя нога ступает там, где это разрешается делать только музейным работникам. Сфотографировать более-менее хорошо я, тем не менее, смогла только с одной стороны. С другой было уже неудобно и далеко.
В тот момент я не знала, что именно за колокольчик передо мной, поэтому была рада уже тому, что рассматриваю его близко. А теперь ругаю себя, что не пошла в своих просьбах дальше и не посмела хотя бы заикнуться, чтобы посмотреть на него изнутри. Может, и разрешили бы.
С помощью музейных работников, среди которых была и старший научный сотрудник, выяснилось, что в музейном каталоге, огромном, толстом фолианте с цветными фотографиями колокольчик атрибутирован как бронзовый, 1840-ми гг., страна происхождения не указана.
Я не то чтобы засомневалась в этих данных, просто любопытство, как всегда, взяло верх. А верный друг, непревзойденный эксперт и знаток металлических колокольчиков Алан Бургдорф (Alan Burgdorf), конечно, пришел на помощь. Что я узнала?
Среди американских коллекционеров (о европейских не скажу, не знаю) уже с начала прошлого века были очень популярны колокольчики, известные как «Old Florentine». Более того, их популярность среди настольных колокольчиков Викторианской эпохи до сих пор вне конкуренции. Причин тому, по большому счету, две.
Первая – необыкновенная красота и изысканность отделки тулова. А вторая, вытекающая из первой, – это вопрос, мучивший коллекционеров почти век. Вопрос, о котором несложно догадаться: кто же автор дизайна?
Есть еще одно обстоятельство, с которым сталкиваешься сразу, как только начинаешь вникать в суть. Почему пишут Old Florentine (в единственном числе), если речь идет не об одном, а о восьми видах колокольчиков?
Американская компания Gorham (Набор колокольчиков-королев, изготовленный компанией Gorham) каким-то образом откуда-то получила то ли колокольчик, то ли рисунок тулова, почему-то назвала его «Old Florentine» («Старый флорентиец») и решила выпускать колокольчики с этим рисунком. Все изделия отличаются ручками, наличием или отсутствием на тулове изображения оленя и качеством отливки деталей.
У двух видов колокольчиков ручки сделаны из слоновой кости и серебра. У остальных – в виде фигур:
1) богини Лето (в римской мифологии Латона),
2) богини Минервы,
3) льва,
4) женщины,
5) русалки,
6) херувима.
Итого вариантов ручек восемь, а тулово одинаковое. До сих пор неясно и за давностью времени вряд ли уже будет понятно, были ли у компании Gorham колокольчики-оригиналы с разными ручками или существовало одно только тулово, к которому они приделывали разные ручки.
Из коллекции Алана Бургдорфа.
Слева направо: ручка из слоновой кости, серебра, в виде богини Лето, херувима
А на этих фото видно, что на колокольчике слева фигурка оленя есть, а на том, что справа, нет. Различия в качестве отливки деталей тоже хорошо заметны.
На оригинальных колокольчиках с ручкой из слоновой кости, сделанных Gorham, по низу юбки идут две гравировки: «Old Florentine Bell» и «Gorham Co. 042». У колокольчиков с серебряной ручкой то же самое, только номер 015.
Фото Алана Бургдорфа
В 1970-е гг., а возможно, и ранее L. Elsinore Springer, автор книги «The Collector’s Book of Bells», написала письмо в Gorham. Я не знаю, какой вопрос был ею сформулирован, но ответ она цитирует такой: «Что касается колокольчика „Old Florentine 042 Gorham”, наши документы показывают, что это посеребрённый колокольчик, тулово которого сделано из бронзы. Этот колокольчик – воспроизведение старого бронзового флорентийского колокольчика. Мы выпускали эти колокольчики с 1884 до 1916 года. Наши документы показывают, что они были очень популярны в 1900-е гг. Мы не можем сказать, сколько точно их было сделано. Однако понятно, что, если вещь выпускалась такое продолжительное время, это говорит о том, что ее продажи были весьма значительны…»
В своем письме Алан пишет, что выпущенные Gorham колокольчики, копировались потом другими литейными мастерскими, которые их никак не маркировали.
Я не знаю, кто первый из коллекционеров, читая название колокольчика, задумался о Флоренции. Также неизвестно, кто первый, когда и почему произнес имя Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) (Колокольчик из Британского музея) как возможного автора дизайна.
В литературе есть упоминания о колокольчиках, авторство которых приписывается Бенвенуто Челлини. Говорится также, что он сам сделал несколько.
Великие мастера бронзового литья в разных уголках Италии, особенно во Флоренции, те, кто им предшествовал и те, кто был после них, поощрялись и финансово поддерживались меценатами. В то время их было много среди аристократов и представителей торгового сословия. Таким образом для мастеров создавался рынок их продукции. Настольные колокольчики попадали во дворцы и дома для ежедневного пользования, а алтарные колокола находили свое место в личных часовнях и церквах. На многих из них были гербы аристократических семей.
В 1545 году Челлини поселился во Флоренции. Мог ли он тогда сделать колокольчик «Old Florentine»? И почему у приписываемых ему других колокольчиков такое плохое качество отделки деталей?
Челлини, создатель «Персея» и еще многих шедевров, был наверняка слишком занят, чтобы иметь дело с такими несущественными предметами, как колокольчики. Он был успешным востребованным скульптором, обожаемым почитателями своего таланта. Вместе с тем непрерывный поток заказов требовал их своевременного выполнения. Поэтому в работе участвовали ученики Челлини. Вот они как раз и занимались мелочами, но для них они считались учебой, упражнениями. В результате вполне мог появиться «Old Florentine».
Мучимый тем же вопросом, Челлини ли его колокольчик или нет, в 2009 году Алан Бургдорф поехал в Национальный музей Барджелло во Флоренции. В зале бронзы на верхней полке шкафа в центральном проходе с недостаточным освещением Алан увидел маленькое собрание настольных колокольчиков. Среди них он сразу узнал один из «Old Florentine». А самое главное – там была этикетка с именем Бенвенуто Челлини!
Алан вступил в переписку с представителем музея. Она ответила, что в 1960 году проводилось исследование всех коллекций музея, и в нем зафиксированы 32 колокольчика, многие с фигурками в качестве ручек. Она прислала Алану копию микрофильма посредственного, как он пишет, качества. Но три колокольчика с «Old Florentine» в центре всё равно видны.
Так что, теперь можно точно сказать, что автором дизайна тулова колокольчиков, отлитых компанией Gorham, был Бенвенуто Челлини.
И наконец, теперь, собственно, о колокольчике в доме-музее А.И. Герцена. В одной из статей журнала АВА дается его описание. Ручка – фигурка богини Лето. На тулове видна обнаженная женская фигура, рядом с которой стоит олень.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, как Актеон, охотясь в лесу, наткнулся на грот, где обнаженная Артемида купалась со своими нимфами. За то, что Актеон не ушел, а стал смотреть на нее, богиня наказала его, превратив в оленя. Олень, преследуемый охотничьими собаками, пытался убежать, но был настигнут ими и разорван.
Фото Алана Бургдорфа
Поскольку я не видела музейный колокольчик изнутри, я не могу сказать, сделан ли он компанией Gorham и есть ли на нем вообще какая-либо маркировка. Но качество отделки деталей очень хорошее.
После написания материала, я, конечно, позвонила в музей и отправила его им. А что было дальше, расскажу в последней части этой истории.
Источники:
Al Loeffler. Old Florentine and Its Look-alikes: A Study. The Bell Tower, 2010
Alan Burgdorf. Gorham «Old Florentine» – Revisited. The Bell Tower, 2010
Springer, L. Elsinore. The Collector’s Book of Bells. – NY, Crown Publishers, Inc., 1972
Robert Halter. Beauty In the Eyes of the Beholder. The Bell Tower, 1984
Очень люблю такие расследования, особенно, когда они успешно заканчиваются. Спасибо большое!
Что касается веревочных ограждений в музее. Недавно в Павловске я нечаянно зашла чуть дальше, чем положено. Сработала сигнализация. Так что не всегда разрешение зависит от музейных работников.