Реакция дома-музея Герцена на материал об их колокольчике

Начало истории здесь и здесь.

На мое письмо на следующий же день из музея пришел ответ: «Уважаемая Лариса Михайловна, спасибо огромное! Получили ваши статьи, всем музеем с интересом изучаем. Надеемся на дальнейшие встречи и сотрудничество!»

Встреча вскоре последовала, т.к. меня любезно пригласили на открытие новой выставки, первой офлайн за год, и там в разговоре с сотрудниками позиция музея по колокольчику быстро выяснилась.

Он попал в музей из семьи Герцена, а именно от потомков его сводного брата Егора Ивановича. Егор Иванович заканчивал свою жизнь в бедности. Поэтому, рассказывали мне музейные работники, он не мог позволить себе тогда покупать вещи, включая и колокольчик. Наоборот, он многое распродавал, чтобы сводить концы с концами.

Т.е. музей считает, что колокольчик, как у них и написано, датируется именно 1840-ми годами. Этот временной промежуток для них удобен и потому приемлем, т.к. тогда и Александр Иванович Герцен (1812-1870), и Егор Иванович (1803-1882) были живы, а это для музея важно. Музей склонен всё-таки полагать, что их колокольчик был кем-то изготовлен за 40 с лишним лет до того, как Gorham начала их производство в 1884 году. Я объясняю это тем, что иначе рушится давнишняя легенда о колокольчике из семьи, к которой они привыкли и в которую верят.

Самое смешное, что никто из работников внутрь колокольчика никогда не заглядывал и не может этого сделать, ибо колокольчик припаян! Хотя, если там есть маркировка, многие вопросы решились бы тут же.

Правда, мой материал их впечатлил, и они говорили, что у них есть специалист по декоративно-прикладному искусству, которому колокольчик надо непременно показать. Так что, пока во всей этой истории ставлю не точку, а многоточие…

Колокольчики из дома-музея А.И. Герцена
О колокольчике Old Florentine дизайна Бенвенуто Челлини