О скульпторе Джерри Бэллэнтайне и его колокольчике «Французский офицер». Часть 1

Имя американского скульптора Джерри Бэллэнтайна (Gerry Ballantyne) упоминалось в «Галерее» не раз, например, здесь и здесь.

Вспомнить его снова меня заставила статья в первом номере журнала АВА за этот год. Автор, Gary Childress, помимо рассказа о том, с чего началось его увлечение колокольчиками, описывает свои встречи с Джерри. Но самое главное – это история колокольчика, сделанного Джерри в единственном экземпляре.

Джерри не являлся профессиональным скульптором. Он был инженером и работал в пищевой промышленности, а именно был связан с переработкой картофеля. Для отливки деталей изобретенной им машины ему приходилось летать из Калифорнии, где он жил, в литейную мастерскую в Аризоне. Ее владелец и его семья стали друзьями Джерри.

В самом начале 1970-х Джерри стал подумывать о создании бронзового колокольчика. Он не был уверен ни в том, что дело будет успешным, ни в том, что колокольчик понравится коллекционерам.

В 1971 году Джерри привез свой первый колокольчик на съезд АВА. Была собрана группа экспертов, чтобы атрибутировать его. Консенсус был такой: колокольчик французский, вероятно, 1800-х годов или даже более ранний. Тогда Джерри сказал, что вот и нет, колокольчик он сделал только что. Это был «Французский офицер», успех которого оказался таким оглушительным, что Джерри решил начать производство колокольчиков. И только «Французский офицер» был выполнен и навсегда остался в единственном экземпляре с маркировкой #1/1. А первым массовым колокольчиком стала Augusta Livia Drusilla (Юлия Августа или Ливия Августа – жена Октавиана Августа.) Было отлито 200 копий.

В канун 50-летнего юбилея семейной жизни хозяина литейной мастерской и его жены их дети взяли слово с Джерри, что он сделает для этого события специальный колокольчик. Сейчас считается, что колокольчиков было сделано только по количеству членов семьи.

Качество выполнения деталей на колокольчиках Джерри исключительное. С бронзовых колокольчиков надо было удалять весь формовочный материал, отполировать их перед патинированием. В подвале дома стояли специальные чаны для нанесения патины. С потолка свисали всякие механические приспособления с разными насадками для шлифования и т.д.

Сам Джерри о своих колокольчиках писал так:

«Колокольчики придуманы и сделаны Джерри Бэллэнтайном вручную способом литья по выплавляемым моделям, разработанным тысячи лет назад. Это трудоемкий и дорогостоящий способ. Производство занимает много времени и включает в себя 75 отдельных операций, необходимых для создания каждого колокольчика.

Колокольчики отлиты в бронзе высочайшего качества, на каждый нанесена прекрасная патина. Придуманные и созданные в традициях Старого Света колокольчики обладают теми отличительными особенностями, которые восхищают серьезных коллекционеров.

Колокольчики Бэллэнтайна ценятся не только за то, что они дорогостоящие предметы коллекционирования, но и за то, что они живые произведения искусства. Чтобы повысить их коллекционный статус, все колокольчики выпущены в строго ограниченном количестве, кроме колокольчика «Иисус». Как только производство завершалось, форма уничтожалась, и это действие означало прекращение выпуска навсегда.

Каждый колокольчик подписан, пронумерован как индивидуально, так и указано общее число копий в данной серии».

Колокольчики из моей коллекции «Эсмеральда» и «Евангелистка» показывались в «Галерее». А колокольчик «Индейская пляска бизона» нет. Рассказ о нем здесь.

Джерри был президентом АВА в 1976-77 годах.

Считается, что он закончил выпуск последних колокольчиков в конце 1998 года, а в ноябре на заседании одного из отделений АВА Джерри была вручена почетная награда. На памятной доске написано, что он награждается за непревзойденное искусство по созданию с 1972 по 1996 годы 12 тысяч бронзовых колокольчиков.

Вручение награды

Джерри и его жена Лин собрали чудесную коллекцию колокольчиков, частью которой была отличная подборка стеклянных свадебных. А больше всего они любили стеклянные колокольчики Steuben и древний кротал (погремок).

Джерри было за 90 лет, когда он умер в 2012 году. В последние годы он и его жена мало контактировали с коллекционерами. После его смерти жена была очень подавлена, сразу никому из членов АВА ничего не сказала, потом решила, что нет уже необходимости. Поэтому они узнали о его смерти тремя годами позже.

(окончание следует)