Колокольчики из Музея Востока

Эти тибетские колокольчики из Музея Востока уже показывались в Галерее. Они атрибутированы как бронза, литье, XIX век.

Колокольчики

Но я снова возвращаюсь к ним, потому что мой поход в Музей совпал с получением очередного номера журнала АВА The Bell Tower. В нем напечатана статья о японских колокольчиках из буддистских монастырей. Я попросила АВА прислать мне несколько материалов по ним. И вот что узнала.

В своей статье Phyllis Palm рассказывает о том, как консультант по тибетской литературе Йельского университета во время поездки в Индию получил два старинных тибетских колокольчика и два скипетра. Автор пишет, что определить возраст тибетских религиозных предметов трудно. Религиозная традиция так сильна, что изготовитель колокольчиков всегда использует модель (образец) мастеров прошлых столетий, копируя процесс и дизайн.

Колокольчик, который всегда во время религиозных церемоний держится в левой руке, обозначает мудрость. Скипетр – сострадание. Вместе они символизируют высшую степень духовного совершенства, единство мудрости и сострадания. Настоятель монастыря звонит в колокольчик, чтобы обозначить интервалы в церемонии, и монахи следуют его примеру. Они верят, что звон символизирует звук мудрости.

В материале Ольги Поповой на самом первом фото во второй слева витрине заметны скипетры. При приближении они хорошо видны.

В музее Востока
Фото О. Поповой

Статья Phyllis Palm, напечатанная на машинке, опубликована в 1967 году. В ней есть фотография колокольчиков и скипетров, о которых идет речь. Фото черно-белое, нечеткое, качество снимка очень посредственное.

Колокольчики

При ближайшем, однако, рассмотрении мне кажется, что колокольчик на нем если не идентичный, то сильно похожий на один из музейных. Поэтому я привожу его описание.

Ручка колокольчика представляет собой корону в виде четырех когтеобразных зубцов, которые сходятся вместе в одной точке. Они символизируют пятикратную мудрость. Четыре зубца выступают из открытых ртов мифологических существ. Они венчаются изображениями лотоса – буддийского символа. Ниже лотоса – лицо богини Sherchin, которая воплощает трансцендентную мудрость.

Эти наборы – колокольчик и скипетр – использовались в религиозных церемониях в монастырях Гималаев в течение веков до военного вторжения Китая в Тибет в 1950 году.

В статье Kathleen Collins среди множества фотографий я вижу фото колокольчика, очень схожего с одним из музейных.

Колокольчик

Интересны несколько моментов. Первый – высокая цена, 450 долларов, хотя это современный колокольчик в сувенирном магазине тибетского монастыря в Киото, Япония. Второй – почти идентичность с колокольчиками из статьи Phyllis Palm, что подтверждает факт неизменности воспроизводимых формы и дизайна. Третий – использование слова trilbu применительно к тибетским колокольчикам. Ни в одном словаре я его не нашла. Но оно есть в обеих статьях и под фотографией с ценником в том числе. Я спросила Kathleen, что оно означает. Ответ получила такой: «I don’t know what it means, it is what I always heard the bell called since childhood». Удивительно.

Чтобы закончить с Музеем Востока, расскажу, что увидела в одной из витрин, посвященных искусству Монголии, а именно мистерии Цам. Это танец мистического содержания, во время которого монахи, одетые в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляли победу буддийского учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом.

На фото облачение персонажа мистерии начала XX века.

Облачение персонажа мистерии начала XX века
Общий вид костюма

Наряду с другими украшениями на нем сразу замечаешь колокольчики.

Колокольчики

Любопытно, что на проходившей несколько лет назад в Историческом музее выставке «Русская свадьба» экспонировалось платье.

Платье

Оно, как и монгольское одеяние, было украшено бубенцами. Второе совпадение – цвет. На той выставке главный цвет почти каждого костюма был красный. За очень редким исключением он присутствовал везде, если и не в самом платье, мужском или женском, то в каких-либо деталях обязательно. И в монгольском костюме то же самое.

Источник:
Phyllis Palm. Yale University and Tibetan Bells. Bell Tower, 1967
Kathleen Collins. From Japan – To the Auction and Sales Room. Bell Tower, 2021