Колокольчики из Музея Востока
Эти тибетские колокольчики из Музея Востока уже показывались в Галерее. Они атрибутированы как бронза, литье, XIX век.
Но я снова возвращаюсь к ним, потому что мой поход в Музей совпал с получением очередного номера журнала АВА The Bell Tower. В нем напечатана статья о японских колокольчиках из буддистских монастырей. Я попросила АВА прислать мне несколько материалов по ним. И вот что узнала.
В своей статье Phyllis Palm рассказывает о том, как консультант по тибетской литературе Йельского университета во время поездки в Индию получил два старинных тибетских колокольчика и два скипетра. Автор пишет, что определить возраст тибетских религиозных предметов трудно. Религиозная традиция так сильна, что изготовитель колокольчиков всегда использует модель (образец) мастеров прошлых столетий, копируя процесс и дизайн.
Колокольчик, который всегда во время религиозных церемоний держится в левой руке, обозначает мудрость. Скипетр – сострадание. Вместе они символизируют высшую степень духовного совершенства, единство мудрости и сострадания. Настоятель монастыря звонит в колокольчик, чтобы обозначить интервалы в церемонии, и монахи следуют его примеру. Они верят, что звон символизирует звук мудрости.
В материале Ольги Поповой на самом первом фото во второй слева витрине заметны скипетры. При приближении они хорошо видны.
Фото О. Поповой
Статья Phyllis Palm, напечатанная на машинке, опубликована в 1967 году. В ней есть фотография колокольчиков и скипетров, о которых идет речь. Фото черно-белое, нечеткое, качество снимка очень посредственное.
При ближайшем, однако, рассмотрении мне кажется, что колокольчик на нем если не идентичный, то сильно похожий на один из музейных. Поэтому я привожу его описание.
Ручка колокольчика представляет собой корону в виде четырех когтеобразных зубцов, которые сходятся вместе в одной точке. Они символизируют пятикратную мудрость. Четыре зубца выступают из открытых ртов мифологических существ. Они венчаются изображениями лотоса – буддийского символа. Ниже лотоса – лицо богини Sherchin, которая воплощает трансцендентную мудрость.
Эти наборы – колокольчик и скипетр – использовались в религиозных церемониях в монастырях Гималаев в течение веков до военного вторжения Китая в Тибет в 1950 году.
В статье Kathleen Collins среди множества фотографий я вижу фото колокольчика, очень схожего с одним из музейных.
Интересны несколько моментов. Первый – высокая цена, 450 долларов, хотя это современный колокольчик в сувенирном магазине тибетского монастыря в Киото, Япония. Второй – почти идентичность с колокольчиками из статьи Phyllis Palm, что подтверждает факт неизменности воспроизводимых формы и дизайна. Третий – использование слова trilbu применительно к тибетским колокольчикам. Ни в одном словаре я его не нашла. Но оно есть в обеих статьях и под фотографией с ценником в том числе. Я спросила Kathleen, что оно означает. Ответ получила такой: «I don’t know what it means, it is what I always heard the bell called since childhood». Удивительно.
Чтобы закончить с Музеем Востока, расскажу, что увидела в одной из витрин, посвященных искусству Монголии, а именно мистерии Цам. Это танец мистического содержания, во время которого монахи, одетые в костюмы и маски персонажей буддийского пантеона, с помощью символических жестов и движений представляли победу буддийского учения над злыми духами, жизни над смертью, добра над злом.
На фото облачение персонажа мистерии начала XX века.
Общий вид костюма
Наряду с другими украшениями на нем сразу замечаешь колокольчики.
Любопытно, что на проходившей несколько лет назад в Историческом музее выставке «Русская свадьба» экспонировалось платье.
Оно, как и монгольское одеяние, было украшено бубенцами. Второе совпадение – цвет. На той выставке главный цвет почти каждого костюма был красный. За очень редким исключением он присутствовал везде, если и не в самом платье, мужском или женском, то в каких-либо деталях обязательно. И в монгольском костюме то же самое.
Источник:
Phyllis Palm. Yale University and Tibetan Bells. Bell Tower, 1967
Kathleen Collins. From Japan – To the Auction and Sales Room. Bell Tower, 2021
Центр колокольного искусства (Ростов) об одежных колокольчиках