«Caitness glass» – колокольчик из Шотландии
Кайтнесс – удивительное графство, сильное и самоуверенное. Оно несет на себе печать минувших дней. Таинственные пикты оставили после себя полуразрушенные башни, которые одинокими клыками торчат посреди полей. Затем пришли викинги, давшие ущельям, заливам и холмам свои названия. Так, Уик, куда я направлялся, – бывший Вик, то есть залив.
Генри В. Мортон «Шотландия. Путешествия по Британии»
Эта история из тех, что я называю «Колокольчик зовет в дорогу». Это продолжение обзора стеклянных колокольчиков в моей коллекции, о которых я рассказывала в очерках о египетском стекле, о молочном и матовом стекле.
Этот колокольчик цвета клюквы я отыскала на одном лондонском антикварном рынке. Поначалу брать не хотела, хотя очень понравился. Моя коллекция была приличная, перевалило почти за три тысячи колокольчиков. И я решила немного умерить свои «аппетиты» и остановиться на «географии и истории». А тут стекло. Но, покружив по нескольким залам на двух этажах и увидев только стеклянные свадебные колокольчики за 1200 фунтов стерлингов (непонятная цена для рынка такого класса), вернулась к своей «клюковке». Не удержалась и взяла! А еще приближалась памятная семейная дата – сорокалетие… далее умолчу.
Дома в кенсингтонской студии я обнаружила не замеченную синюю наклейку «Caitness glass», которая меня сейчас раздражает. Но я хорошо помню, как азарт охватил меня в Лондоне, какая замечательная началась тогда моя география с историей! И до сих пор сожалению, что во время нашего шотландского вояжа мы так и не доехали до крайней точки Шотландии.
Но обо всем по порядку и вначале о географии. Этот колокольчик из Шотландии. Компания «Caitness glass» (Стекло Кайтнесса) была создана в небольшом прибрежном городке Уик (Wick). Мне очень хотелось туда отправиться, так как именно в Уике находится самая короткая улица в мире! Это Эбенизер-плэйс (Ebenezer place), ее длина всего 206 сантиметров – чуть более двух метров! Считают, что названа эта улица по имени какого-то шотландца, но точно этого никто не знает.
В 1883 году Александр Синклер построил здесь отель «Mackays hotel», и городские власти обязали его повесить табличку с названием улицы. Здание имеет форму вытянутой трапеции, и фасадом его стала самая короткая «сторона-улица» со входом в «Бистро № 1», находящегося на территории отеля. Так, по сути, дверь с проемами и создала улицу, короткую очень короткую, коротенькую… Около этой примечательной двери все хотят сфотографироваться. Вот только мало кто из туристов бывает в Уике.
А теперь история. Город Уик находится в области Кайтнесс, которая на гэльском зовется Gallaibh, что означает – «земля норвежцев». Эта историческая область на крайнем севере Шотландии на побережье пролива Пентленд-Ферт и Северного моря.
В древнейшие времена территорию Кайтнесса заселяли древне-кельтские племена. Позднее сюда проникли пикты а в X веке пришли норвежские викинги, которые постепенно начали оседать на побережье, вытесняя пиктское население. В результате Кайтнесс стал практически полностью норвежским и стал подчиняться норвежским ярлам Оркнейских островов.
Борьба между Норвегией и Шотландией за Кайтнесс велась с переменным успехом. И долгое время население говорило на диалекте норвежского языка и пользовалось норвежским правом. Лишь с конца XIV века, когда графами Кайтнесса стали представители рода Синклеров, начинается проникновение шотландских обычаев и шотландского языка.
А еще здесь появились кошки! У шотландцев они играли роль не только хранительниц очага, но и воинов. Еще со времен короля Фергуса у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» являются синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек, а графство Кайтнесс называлось «кошачьим«.
Сохранилось весьма интересное описание Уика шотландским писателем Робертом Льюисом Стивенсоном, хорошо известным в России по роману «Остров сокровищ». В 1868 году Стивенсон жил в Уике, пока его дядя, Алан Стивенсон , инженер маяка, наблюдал за строительством маяка Нос-Хед. В письме к матери Стивенсон писал:
«В Уике я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь приветствовал своего соседа обычными словами «Прекрасный день» или «Доброе утро». Оба подходят, качая головами, и оба говорят: «Свежо, свежо!» И настолько ужасен климат, что это замечание всегда оправдывается этим фактом. Улицы полны хайлендских рыбаков, неуклюжих, глупых, невероятно ленивых и трудных для передвижения… На юге красивый прибрежный пейзаж, какой я когда-либо видел. Огромные черные пропасти, огромные черные скалы, изрезанные и нависшие овраги, естественные арки и глубокие зеленые бассейны под ними, почти слишком глубокие, чтобы вы могли видеть отблеск песка среди более темных водорослей, есть и глубокие пещеры».
Вот так! Как оказалось, история с географией небольшого городка с самой короткой улицей весьма и весьма необъятная.
А теперь о компании. Caithness Glass – шотландская компания по производству художественной посуды. Небольшое производство было основано, как уже сказано выше, в 1961 году Робином Синклером, 2-м виконтом Терсо. Помог ему позже Джордж Маки, барон Маки из Бенши в 1966 году, который возглавлял работу в течение двух последующих десятилетий. Позже кроме Уика производство было налажено еще в Обане и Перте. Компания специализировалась на производстве стеклянных пресс-папье (очень красивых!), а также декоративной посуды. А еще стеклодувы Кайтнесса поставляли ежегодный приз для телевизионной викторины BBC Mastermind. В 1968 году «Caithness Glass» была награждена Королевой-матерью.
В 1981 году Caithness Glass приобрела историческую лондонскую фирму James Powell and Sons , также известную как Whitefriars Glass, но лондонская фабрика была закрыта. Штаб-квартира компании и производство пресс-папье с 1995 года базировались в Перте, что в конечном итоге привело к закрытию первоначальной базы в Уике и, таким образом, к разрыву физической связи с Кайтнессом.
В 2004 году Caithness Glass выкупили владельцы Edinburgh Crystal, в 2006 году перешла к компании Dartington Crystal и продолжала производить стеклянные пресс-папье. К сожалению, в последние годы все производство в Уике, Обане и Перте закрыто и заменено небольшим центром для посетителей в Криффе. Однако марка «Кайтнесс гласс» живет до сих пор, и ее продукцию любят.
Красивыми колокольчиками и изделиями из кайтнесского стекла можно полюбоваться здесь. На многих пресс-папье изображены колокольчики. Хотелось бы приобрести парочку, для разнообразия, так сказать коллекции.
А еще есть интересное видео о работе кайтнесских стеклодувов.
В качестве заключения небольшой фрагмент из замечательной книги Генри В. Мортона «Шотландия. Путешествия по Британии».
«Когда я наконец добрался до Уика, затянувшиеся сумерки уже гасли и превращались в ночную тьму. Центральная городская улица, длинная и изогнутая, была заполнена гуляющей молодежью. Мужскую половину представляли в основном молодые плечистые парни, судя по синим свитерам, местные рыбаки. Девушки же благодаря развитию индустрии моды (ну, знаете, всякие там шляпки, юбки, туфли, шелковые чулки и прочий ширпотреб) выглядели так же, как и в любом европейском городе. Изредка среди прохожих попадались старухи: пергаментно-желтые, изрезанные морщинами лица в обрамлении черных вязаных шалей, бесформенные фигуры в черных юбках и фартуках – все это делало их похожими на призраков минувшей эпохи.
На мосту я задержался, разглядывая изломанную линию городского горизонта: церковный шпиль в окружении множества крыш с торчащими трубами аспидно-черным контуром выделялся на фоне алеющего неба. Вечерний полумрак был насыщен таинственной жизнью. Вода, которая с шумом текла под мостом, местами образовывала заводи, и они тоже оживлялись каким-то внезапным блеском. Затем в их глубине мелькали случайные тени – что-то там двигалось и перемещалось, как в кипящем котле. С удивлением я прислушивался к своим ощущениям: почему мне все здесь кажется странным? Разве Уик не похож на десятки других прибрежных шотландских городов? Наверное, это глупые иллюзии, возникшие в моем мозгу под действием усталости и предвзятого мнения. Однако я чувствовал, что это не так. Глядя на зловещие черные силуэты зданий, явственно вырисовывавшиеся на фоне ночного неба, я точно знал, что это заколдованный город. Один только вид пустынной набережной порождал мысли об изменах, обманах и дележе добычи. Видно, в длинной череде моих неведомых предков где-то затерялись коварные заговорщики. И вот теперь при виде ночного города они пробудились и толкали меня на странные поступки. Мне хотелось поглубже запахнуться в плащ, надвинуть шляпу на глаза и крадучись следовать по узким улочкам Уика, свернуть в глухой переулок и условным стуком постучать в темную дверь».
Ирина Лапина, Кенсингтон, 2015, Монреаль, январь 2022