О коллекционере А.И. Шлепянове

У Ивана Никитича Толстого я прочитала: «Киносценарист, журналист и коллекционер Александр Шлепянов скончался в Лондоне 19 декабря 2016 года. У этого оригинальнейшего и остроумнейшего человека было две известности – всероссийская (сценарист фильма «Мертвый сезон») и камерная, профессиональная (собирательство, знаточество), и в себе он ценил, безусловно, вторую.

Он и сам был необыкновенной штучкой… На фотографии, которую я сделал в 2003 году в Лондоне, Александр Ильич с колоколом на голове. Даже к продолжению герценовских традиций он относился с иронией».

Александр Шлепянов

Меня заинтересовало это сообщение и потому, что человек на фотографии с колоколом, и потому, что он был коллекционер. Вот что я узнала.

Но сначала надо пояснить слово знаточество. Возможно, не всем оно знакомо. Знаточество – раздел искусствознания, цель которого – определение ценности произведений искусства и выявление новых художественных произведений.

В книге воспоминаний князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, сам по себе фигура преинтереснейшая, о котором сказано, что он выдающийся коллекционер, пишет, что познакомился с Шлепяновым в Москве. О Шлепянове ему было сказано, что «он известный киносценарист и необычный коллекционер по сравнению со своими московскими собратьями. Он собирает всё, что красиво и интересно, от мебели до серебра, от икон до живописи».

Далее князь описывает, что именно он увидел в невероятной со всех точек зрения квартире Шлепянова. Нет, колокольчики там не фигурируют. Зато упоминается фарфор, материал, имеющий отношение к колокольчикам, и к которому многие не равнодушны. Написано, что в квартире «была у него и небольшая, но изысканная коллекция русского агитационного фарфора: Натан Альтман, Суетин, Щекотихина-Потоцкая, Чехонин, Данько».

Другой материал, из которого тоже делают колокольчики, – серебро. Александр Ильич и его собирал. «В столовой на огромном дубовом столе эпохи Петра Первого стояли серебряные подсвечники, чарки, стопы, ковши и братины 18-го века, придавая элегантность застолью».

«Вскоре Александр Ильич приехал в Лондон… для участия в подготовке выставки в «Барбикане». Выставка имела огромный успех, и после неё Шлепянов получил предложение от аукциона «Филиппс» возглавить его русский отдел. С тех пор его жизнь тесно связана с английскими и французскими аукционными домами. Несмотря на то, что его московская коллекция осталась в России и постепенно рассеялась, Александр Ильич не потерял присутствия духа и за последние 20 лет сумел собрать новую, ещё более интересную коллекцию – «Русские художники в Парижской школе, 20-е-60-е годы минувшего столетия».

Сейчас он живёт в Лондоне и в Нормандии, по-прежнему неутомимо отдаваясь любимому делу – поискам и сохранению сокровищ русской культуры в эмиграции».

Вот так один выдающийся коллекционер писал о другом, наверное, столь же выдающемся.

А колокол на голове Александра Ильича потому, что с 2000 по 2003 год он был издателем и главным редактором журнала «Колокол».

Отрывки из книги Н. Д. Лобанова-Ростовского «Воспоминания. Записки коллекционера» взяты с shlepyanov-art.com