Колокольное в Селигерском крае: станционный колокол в Куженкино, осташковские колокольни и колокола, на колокольне Ниловой пустыни

Этим летом я ездила на экскурсию по Селигерскому краю. Часть ее была на ретропоезде по Бологое-Полоцкой железной дороге, построенной в самом начале XX века.

От Бологого до Осташкова этот поезд идет на паровой тяге. Я первый раз в жизни ехала на паровозе. Ему точно более 60 лет.

Паровоз

Поезд едет неспешно, останавливаясь часто-часто на одну минуту на станциях, которые иногда и не станции в полном смысле этого слова, а просто полустанки или будочки, в которых может не быть даже лавочки.

Станционный колокол в Куженкино

На целых полчаса остановка была в Куженкино. Здесь всё счастливо совпало, т.к. во-первых, именно на этой станции происходит необходимая для дальнейшего пути дозаправка ретропоезда водой, а во-вторых, Куженкино – наиболее полно сохранившийся комплекс железнодорожных построек на этой железной дороге. Поэтому за отведенное время туристы имеют возможность посмотреть всё.

Вокзалы Бологое-Полоцкой дороги построены в стиле модерн. Станции делились на классы, те, что 3-го класса, были из кирпича. Куженкино и другие 4-го класса – из дерева. Все украшались мансардой-башенкой со шпилем. На то требовались дополнительные расходы, но на них шли. Ради красоты.

Общий вид станции
Общий вид станции

Как и положено, висит станционный колокол. В него можно позвонить, что мы и сделали. Паровоз дал гудок, и мы продолжили свой путь.

Станционный колокол

Экспозиция «Осташковские колокольни и колокола»

Внутри колокольни Троицкого собора в Осташкове располагается выставка. Не знаю, в каком именно году она была здесь устроена, но, судя по тексту на пояснительном стенде, с равной степенью вероятности как в 80-е годы прошлого века, так и пару лет назад. Некоторые пассажи текста для ностальгирующих по тем давним временам выглядят очень актуальными. Ну, например, «Колокольная музыка должна быть ориентирована на духовные запросы современного социалистического общества…». А это просто перл: «Колокольные звоны – значительный момент в культурной жизни городов…».

В музее

В музее

Такие люди, я уверена, не испытывают ни малейшего когнитивного диссонанса, видя в тексте «Известный советский поэт, Герой Социалистического труда Е.А. Исаев». А концовка про колокольные звоны как мощное средство патриотического воспитания – вообще живейший привет из сегодняшнего дня.

Некоторые экспонаты выставки.

Миниатюра летописного лицевого свода

Рисунок пятисотпудового колокола осташковского Троицкого собора
Надпись гласит: «Рисунок пятисотпудового колокола осташковского Троицкого собора, литого в 1898 г., давшего трещину от безрассудно производимого звона в пасхальную неделю и потом перелитого с прибавкой в 780-пудовый»

Макет колокольни Воздвиженской церкви в Ниловой пустыни
Макет колокольни Воздвиженской церкви в Ниловой пустыни

Форма для литья колоколов
Форма для литья колоколов. Мастер Фокин. Наружная, внутренняя, верхняя части. Год не указан

Колокол, отлитый осташковским мастером Фокиным
Колокол, отлитый осташковским мастером Фокиным

Вид на Осташков и озеро Селигер с колокольни Троицкого собора
Вид на Осташков и озеро Селигер с колокольни Троицкого собора

Нилова пустынь

Вид Ниловой пустыни с озера Селигер
Вид Ниловой пустыни с озера Селигер

На колокольне Ниловой пустыни
На колокольне Ниловой пустыни