Колокольчик «Орфей» – вероятно, из Бирмингема, 1870 год

Это очень красивый колокольчик. Один из ценных экземпляров в моей коллекции. Приобрели мы его в английском городе Брайтоне в нашу первую поездку, которую я описала в двух очерках: «Городок на берегу Ла-Манша, колокол из рыбацкого музея, колокольчик для секса и кое-что еще» и «Причуды Короля, брайтоновские красавицы, детский парад и прочие достопримечательности…».

В первом очерке я упомянула о необычном колокольчике, о котором хотела рассказать. Я была в восторге от покупки. Антиквар сказал: «Это очень хорошая работа. Предполагаю, что он из Западной Европы, возможно, Франция или Бельгия. Изготовлен во второй половине XIX века».

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Строчки латыни и дата меня завораживали:

O MATER DEI MEMENTO MEI, PETRVS GHEINEVS ME FECIT 1569.

Колокольчик с историей! И еще с какой! В моей коллекции было уже два колокольчика под принятым среди коллекционеров названием HEMONI. Поэтому я уже знала, что дата на колокольчике сомнительна. Вряд ли он изготовлен в 1569 году. Но тогда в каком году? И где?

С латынью помогла дочь, она учила ее в школе. И по поводу сюжета сразу же высказалась однозначно: «Это Орфей. Вспомни Галерею Боргезе. Там есть картина, где Орфей играет для зверей и птиц».

В мифе об Орфее рассказывается о его мелодиях, очаровывающих всех, ведь матерью певца была муза песнопений Каллиопа. Чудесные звуки его золотой лиры очаровывали всех. Даже дикие звери приходили послушать певца и смирно сидели рядом с ним, а деревья и камни сдвигались с места.


Себастьян Вранкс «Орфей и животные». Ок 1595 г. Рим, Галерея Боргезе
Фото commons.wikimedia.org


Орфей в окружении животных. Древнеримская напольная мозаика. Палермо, Региональный археологический музей
Фото Giovanni Dall’Orto


Orpheus charms the beasts. Engraving by Regius for Ovid’s Metamorphoses Book X, 143 — 144.
Фото commons.wikimedia.org

Итак, с сюжетом все стало ясно. Я усердно принялась за поиски в интернете и обнаружила информацию, что колокольчик из Бирмингема, дата изготовления — 1870 год. Я отыскала еще один колокольчик «Орфей», как мне показалось, еще более ценный, поскольку его ручка была в виде фигурки Орфея. К сожалению, я сейчас не могу их отыскать. Возможно, эти колокольчики выставлялись на продажу, и они проданы, потому исчезли и файлы.

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Своими соображениями я хотела поделиться с тем же антикваром, может, он, благодаря новой информации, чем-то ее дополнит. Мы вновь побывали в Брайтоне, но в тот холодный день, его антикварный магазин был, к сожалению, закрыт. Ту поездку я описала в очерке «И снова в Брайтоне».

Еще меня интересовал сплав, из которого изготовлен колокольчик. Было указано, что материал такой же, из которого изготавливают столовая посуда, ложки, вилки, ножи и т.д. — Victorian Solid Silver. И на какое-то время я погрузилась в мир викторианского серебра, ходила даже в музеи, антикварные магазины. Оказалось, это такая необъятная тема. И серебряных английских колокольчиков викторианской эпохи множество. Это тема для отдельного рассказа. Да, но ни в одном лондонском музее я не видела похожего на мой.

Время от времени мне попадалась разная информация, имеющая отношение к моим расследованиям. Было время, когда я причисляла его к колокольчикам HEMONY, о которых в нашей Галерее уже не раз рассказывалось.

Однако среди всех колокольчиков, относящихся к HEMONY, я ни разу не видела фотографию своего.

На днях я вновь возобновила поиски и обнаружила колокольчик под названием «Орфей» в коллекции Сэмюэля Генри Кресса (Samuel Henry Kress).

Сэмюэл Генри Кресс (1863 — 1955) — бизнесмен и филантроп, основатель компании S.H. Kress & H — сети магазинов по пять и десять центов. У него одна из самых значительных коллекций итальянского Ренассанса и европейского артворка, собранного в XX веке. В 1950-х и 1960-х годах фонд, основанный Крессом, пожертвовал 776 произведений искусства из коллекции филантропа 18-ти региональным художественным музеям США. Среди них есть и колокольчик.

Попутно отмечу, что меня просто восхитила биография Кресса. Удивительная история! От простого рабочего в каменоломнях, потом учителя, потом продавца до крупнейшего предпринимателя, хозяина сети магазинов по всей стране, владельца пентхауса на Пятой авеню в Нью-Йорке. Он жил через дорогу от Музея искусств Метрополитен, который посещал и в котором регулярно участвовал.

Колокольчик
Колокольчик под названием Table Bell (Orpheus), early 16th century
Фото www.nga.gov

Возможно, мой колокольчик — это «бирмингемская» реплика колокольчика из коллекции Сэмюэля Генри Кресса? Кто знает?

Время идет, а мой красивый колокольчик пока еще не раскрыл все свои тайны. Тем и интересно. Буду рада, если кто-то из читателей «Колокольной галереи» поможет мне продолжить историю колокольчика «Орфей».

Ирина Лапина, Лондон 2014, Монреаль 2022
Фотографии Ирины Лапиной

12 комментариев
Olga | 01.02.2022

Интересен рисунок английского гравера и антиквара Джоржа Вертью (1684-1756), на котором изображен похожий колокольчик (см. фото). На рисунке под колокольчиком надпись: «PETRVS CHEYNEVS ME FECYT 1366. [1566 misread] An ANTIENT [sic] BELL formerly belonging to a Nunnery in Essex, & since to the late Earl of Oxford. Vide Vetusta Mon. Vol. II. plate XVII». Если я правильно поняла (не без помощи гугл-переводчика, конечно:), то колокольчик когда-то принадлежал женскому монастырю в Эссексе, а PETRVS CHEYNEVS ME FECYT — имя изготовителя колокольчика. Подробнее в цифровом архиве Службы археологических данных (ADS).

Ирина Лапина | 01.02.2022

Оля! Спасибо. Весьма интересная информация и замечательный колокольчик.

Olga | 01.02.2022

Еще одна находка — описание похожего колокольчика в Археологическом журнале (том XVIII, 1861 г., стр.91):
«By Mr. J. E. W. Rolls:- A hand-bell of very good workmanship, ornamented with a representation of Orpheus playing to the beasts on the violin; a dancing bear, a lion, an ape, a sphinx, &c., appear in the quaint group of animals, with foliage in which are birds, &c. Around the lower margin is the inscription — PETRVS GAEINEVS ME FECIT 1571 -and a small escutcheon, paly impaling a bearing indistinctly shown. Around the upper part of the bell is inscribed -O MATER DEI MEMENTO MEI. The handle is formed of two naked boys, dos à dos, their hands joined. A well designed bell of the like description, ornamented with medallions and garlands, is in the Museum of the Society of Antiquaries; it is inscribed -IOHANNES A FINE A° 1547 ME FECIT • LOF GOD VAN AL. (Figured Vetusta Mon., vol. ii. pl. xvii.). Mr. Van Lennep of Amsterdam has given a note of a bell with a similar inscription, dated 1548, and he states that Johannes a Fine was the same person who is elsewhere called Johan Van der Eynde. The late Mr. Forrest had a beautiful bell , which was described as having belonged to the Cardinal d’Amboise ; it bore an escutcheon charged with 3 escallops, and was inscribed—LOF SI GODT VAN AL — ME FECIT PER IOHAN DE FINE A ° 1544.»
«Колокольчик очень хорошего качества, украшен изображением Орфея, играющего со зверями на скрипке; танцующий медведь, лев, обезьяна, сфинкс и т. д. … По нижнему полю надпись — PETRVS GAEINEVS ME FECIT 1571 … Вокруг на верхней части колокола надпись — O MATER DEI MEMENTO MEI. Рукоять состоит из двух обнаженных мальчиков…»

Ссылка

Сергей | 03.02.2022

THE MALINAS HAND BELLS OF THE CONCEPTION MONASTERY OF GUADIX
http://www.cepedrosuarez.es/docs/boletines/B18_2005_08_RODRIGUEZ.pdf

Olga | 03.02.2022

Колокольчик найден в Бостонском музее изящных искусств: Hand bell, ACCESSION NUMBER 59.558. Все совпадает, кроме ручки и года.

Ирина Лапина | 03.02.2022

Замечательно! Коллекция колокольчиков «Орфей» пополняется! И приятно видеть их в музеях. Отличие еще в том, что здесь темная бронза. А я все еще ищу подобный моему и другой, с ручкой в виде фигурки Орфея. Похоже, они были проданы и сейчас находятся в частных коллекциях

Ирина Лапина | 03.02.2022

Похож на мой колокольчик. Сейчас продается https://www.ebay.co.uk/…

Сергей Розанов | 04.02.2022

День добрый!
Кажется, что и на Вашем и на продающемся колокольчике клейм нет? И колокольчики не из серебра, а посеребрёные?
«с ручкой в виде фигурки Орфея» — с бубном?

Olga | 04.02.2022

В качестве примера. В нашей галерее есть похожее расследование «О колокольчике Old Florentine дизайна Бенвенуто Челлини»: «Итого вариантов ручек восемь, а тулово одинаковое. До сих пор неясно и за давностью времени вряд ли уже будет понятно, были ли у компании Gorham колокольчики-оригиналы с разными ручками или существовало одно только тулово, к которому они приделывали разные ручки».

Ирина Лапина | 04.02.2022

Оля! Спасибо за ссылку на материал о колокольчиках «Old Florentile». Вероятно, в случае с моим колокольчиком, ручки тоже были разные, но, Сергей, я не помню сейчас фигурку Орфея. Нет, кажется, не с бубном. Что же касается клейма, не могу разобрать, нужно обзавестись более мощной лупой, чем у меня, мне кажется, что на круглом язычке (На самом деле, в виде гирьки) есть какая-то надпись. Что же касается материала, думаю, это сплав, в котором есть серебро. Я пыталась понять, что же такое Victorian Solid Silver. Одни пишут, что это серебро, если есть клеймо. Замечу, что колокольчик тяжелый. Я держала в руках колокольчик из серебра за 28 тысяч евро (дело было в Лондоне), дух захватывало, какой красивый. Фотографировать не разрешили. Он был куда легче! Все хочу проконсультироваться в Монреале с серьезными специалистами по антиквариату. но из-за карантина сейчас не рискую.

Сергей Розанов | 07.02.2022

У Alan Burgdorf в презентации «So, Who Made That Thing?» обсуждается колокольчик с похожей базой, но другой ручкой.

Ирина Лапина | 09.02.2022

Сергей! А нельзя ли адрес ссылки дать. Весьма интересно

Оставьте комментарий