О колокольчиках-коробках, о «бисквитной» коллекции из музея Виктории и Альберта и кое что еще…

Витрина с колоколом

Я храню несколько вещиц, имеющих форму колокольчиков – среди них жестяная банка для чая, расписанная веселыми снегирями. Помню, как они привлекли мое внимание. Изумилась: «Какой большой колокольчик!» Поняв свою ошибку, обрадовалась еще больше. Ароматный чай давно уже выпит, а яркий сувенир из калужской кондитерской «Мишка» остался и служит воспоминанием о Калуге, о дочке, которая малышкой мечтала быть хозяйкой чайного магазина. Эта банка пополнила мою коллекцию «необычных колокольчиков».

Банка для чая в форме колокола
Банка для чая в форме колокола. Коллекция Ирины Лапиной

Еще один экспонат в этой коллекции — коробка для конфет в форме колокола. Это подарок от Ольги Поповой. Конфеты были вкусные, а коробочка бережно хранится. Спасибо, Ольга!

Коробка для конфет в форме колокола
Коробка для конфет в форме колокола. Коллекция Ирины Лапиной.

Эти два экспоната «необычных колокольчиков» напомнили мне о том, что задуманный когда-то цикл прогулок по лондонскому музею Виктории и Альберта и имеющихся там колокольчиках нужно продолжить! Об отделе стекла мы уже рассказывали в очерке «О стеклянном колокольчике XVI века из музея Виктории и Альберта и кое что еще…».

В центральном холле музея висит гигантская стеклянная люстра выдающегося нашего современника американского стеклодува Дейла Чихули. Я всегда любовалась ею.

Холл музея

Прямо за ней, на втором этаже, — необычное сооружение. Это знаменитый кружевной металлический экран из Херефорда. Сфотографировать полностью его необычайно сложно!

Кружевной металлический экран из Херефорда

Кружевной металлический экран из Херефорда

Это кружевное чудо — смесь из кованого чугуна, латуни, меди с украшениями из полудрагоценных камней, мозаики, центральной фигурой которого является статуя Иисуса Христа и ангелов. Весит эта на взгляд «невесомая» конструкция почти 8 тонн!

Кружевной металлический экран из Херефорда

Экран спроектировал сэр Джордж Гилберт Скотт (1811-1878), а выполнила компания Coventry для хоров кафедрального Херефордского собора в Англии в 1862 году. Это была одна из лучших работ в стиле готического возрождения в XIX веке. Когда Херефордский экран представили на Международной выставке 1862 года, его назвали «самым грандиозным и самым триумфальным достижением современного архитектурного искусства». К сожалению, в 1967 году это сооружение пришлось демонтировать.

Информация

Музей Виктории и Альберта приобрел экран в 1984 году, и он был в ужасном состоянии. Понадобились годы реставрации, пока в 2001 году этот шедевр не украсил вестибюль с видом на главный вход музея.

Кружевной металлический экран из Херефорда

Налюбовавшись чудом из Херефорда, я продолжила свой путь к стеклянным витринам и сразу заметила колокол.

Витрина

И изумилась, прочитав, что это — банка для бисквита! Я вспомнила Калугу, кондитерскую и свою колокол-банку со снегирями: «Там был чай, здесь бисквиты».

Колокол

Надпись

В нескольких витринах разместилась приличная коллекция жестяных банок. Датированы большинство началом прошлого века. Принадлежали банки разным людям и поступили в музей, как дар. Было понятно, почему их здесь разместили – они явно представляют собой художественную и историческую ценность.

Коллекция жестяных банок

Это удивительный мир! Экспонаты этой уникальной коллекции раскрывают жизнь целых поколений. Вернее, рассказывают о том, без чего люди не могли обойтись, ведь упаковка для продуктов — самая что ни на есть насущная вещь.

Банка

Банка

Жестяные коробки в качестве упаковки появились еще в XVI веке. Однако в то время их еще не производили массово по причине дороговизны.

И только в середине XIX века производство упаковки из жести получило широкое распространение, поскольку резко выросло массовое производство товаров, вещей, продуктов.

Жестяные коробки замечательно подходили для хранения бисквитов (печенья). Жесть предохраняла хрупкий продукт от увлажнения и надолго сохраняла его сухим. В них же паковали чай, кофе, мармелад, леденцы.

Коробка

Я хорошо помню круглые баночки с леденцами монпансье, которые покупали мне родители. Желтые сладкие почти прозрачные конфетки были любимым лакомством. В баночке потом можно было хранить милые девчачьи ценности — бусинки, колечки. А еще мы насыпали в банку песок, и она служила нам в игре в классики. Кто помнит сейчас эти классы, расчерченные мелом на тротуаре?

Коробки

Бисквитные фабрики, дабы повысить покупательский спрос, придумывали самые разнообразные банки и даже привлекали художников. Как были красивы подарочные коробки к праздникам, к особым датам, к юбилеям высокопоставленных особ.

Коробка

Среди британских компаний особенно славилась «Huntley & Palmer», Это была первая компания, которая паковала свои бисквиты в специальные коробки, отличные от других. Покупатели их заметили и полюбили. Начало фирме положил Томас Хантли. В городе Рединг, который сейчас на слуху, поскольку в нем родилась герцогиня Кейт Миддлтон, супруга наследника британского престола, предприимчивый Хантли стал торговать бисквитами на станции дилижансов. Продукт быстро раскупали, для проезжающих путников он был весьма нужным, а упаковка удобной. Хантли попросил своего брата, жестянщика, изготавливать для него тару, и вскоре характерные жестяные коробки с бисквитами (biscuit) стали известны уже всей Англии и всему миру!

Несколько слов о слове biscuit, изготовление которого началось именно в Великобритании. Доктор Самуэль Джонсон в словаре, опубликованном им в 1755 году, дает два его определения — это «вид твердого сухого хлеба, изготовленного, чтобы брать в море», и «смесь из муки мелкого полола, миндаля и сахара, изготовленная кондитерами». Уильям Шекспир в своей пьесе «As You Like It», написанной около 1600 года, также упоминает о сухом печенье (ships biscuits). Первое печенье массового производства было несладким и больше похожим на то, что сейчас называют крекерами. В России более популярны были хлебцы, печенье, вафли…

В России активное производство подобных упаковок началось в 80-х годах XIX века. Но это уже другая история. Может, кто-то ее и расскажет.

И кому любопытно дарили печенья в такой коробочке? Только принцессам?

Коробка

Глобус-коробка. Такой экземпляр меня восхитил. Ведь когда-то, до колокольчиков, я принялась собирать глобусы. Собрала штук тридцать. Остановилась, когда увидела в Венской библиотеке гигантские старинные глобусы. Поняла, что хозяйкой дворца никогда не стану. А уж если глобусы коллекционировать, то только такие!

Глобус-коробка

Печенье в этих коробках было явно для мальчиков — танк, локомотив, катер, какая-то машинка.

Коробки

Корзина для бумаг, тумбочка, портфель и даже чемоданчик! В хозяйстве все пригодится.

Коробки

Коробка

Коробка

Коробка — подарок на Рождество, когда все распевают песню про доброго короля Венцеслава

Коробка

Больше всего восхитилась «бисквитным собранием сочинений». У меня стоят на полке несколько таких коробочек из под чая. Храню в них открытки с изображением колокольчиков.

Коробка

А это чья-то коллекция. Теперь вот распродаются на рынке Спитафилдс. Хочу напомнить, что об этом рынке я упоминала, когда рассказывала о «блинных бегах».

Коробки

Для поклонников королевской четы.

Коробки

Весьма симпатичные современные коробки для чая увидела в витрине одного лондонского магазина.

Коробки

Коробка в стиле «Веджвуд» напомнила мне о моих веджвудских колокольчиках.

Коробка

Веджвудские колокольчики
Веджвудские колокольчики. Коллекция Ирины Лапиной.

Еще один интересный экземпляр — любителям пернатых хищников.

Коробка

И замок. А как же без него в британском королевстве!

Коробка

Но как ни хороши эти бисквитные коробки, приобретать хотя бы одну я не буду, не говоря уже о коллекции. КОЛОКОЛЬЧИКИ захватили уже все полочки в моем добром королевстве.

В заключение, весьма шокирующая история, произошедшая лет пятнадцать-двадцать назад. Один художник-оформитель выше упомянутой нами компании Huntley & Palmer, зная о том, что скоро будет уволен, весьма своеобразно расписал свою последнюю коробку для бисквитного печенья из подарочного набора. В изображение галантной сцены он включил едва заметные сцены совокупляющихся в кустах людей и собак, а также ругательное слово. На «неприличные» коробки обратили внимание, когда уже были распродана приличная партия. Производителям пришлось срочно их отзывать. А распроданные экземпляры стали раритетом, одна из них уже продана с аукциона за 250 фунтов стерлингов!

Последняя фотография. Обратите внимание на эту уникальную коллекцию во время посещения музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Коробки

Ирина Лапина, Лондон 2017, Монреаль 2022
Фотографии Ирины Лапиной, музей Виктории и Альберта, рынок Спитафилд, рынок Ковент-Гарден, рынок Портобелло

Оставьте комментарий