«Колокола и колокольчики» в Ростове Великом
В Кладовой бесстолпной палате Ростовского кремля работает выставка «Колокола и колокольчики», подготовленная Центром колокольного искусства.
Экспозиция состоит из трех частей. Первая рассказывает об изготовлении колоколов, вторая знакомит с поддужными колокольчиками, третья показывает церковные колокола. Экспонаты расположены в одном зале.
Изготовление колоколов
Вдоль стены слева от входа показаны этапы изготовления формы для литья колокола: изготовление болвана → изготовление фальш-колокола → обряжение фальш-колокола (накладка надписи, орнамента и др. декоративных деталей из воска) → изготовление кожуха → разборка формы и удаление фальш-колокола. В пустоту между кожухом и болваном заливается колокольная бронза.
Элементы декора обычно изготавливаются из воска, а затем крепятся на глиняную форму фальш-колокола.
Здесь же представлен колокол XVII века, который был установлен на соборной звоннице. Снят в 2001 году из-за скола.
Коллекция колокольчиков
Центральная экспозиция посвящена поддужным колокольчикам и конской упряже из коллекции российского кампанолога, первого директора музея-заповедника «Ростовский кремль» Вячеслава Александровича Кима.
Колокольчики пронумерованы. Информацию о конкретном экземпляре можно узнать из каталога «Колокола и колокольчики».
Например, колокольчик № 21:
Информация из каталога:
Колокольчик XIX в.
Россия, Нижегородская губ.
Бронза, литье.
«М.Ф.В.ЗАВОДА.ВЕДЕНЕЕВА.ВПУРЕХЕ.НИЖ.ГУБЕ.Н.00.»
Мастер Веденеев Федор Александрович
Один из крупных производителей колокольчиков Нижегородского колокололитейного центра. Изготавливал бубенчики, дужные колокольчики, сигнальные и небольшие церковные колокола. Получил бронзовую медаль губернской выставки кустарных изделий в Нижнем Новгороде в 1895 г., бронзовую медаль промышленной и сельскохозяйственной выставки в Киеве в 1897 г., медаль международной выставки в Риме в 1911 г. Годы, указанные на изделиях с его опознавательными надписями: 1861, 1863-1871, 1873-1885, 1887, 1889,1891.
Колокольчик № 23:
Информация из каталога:
Колокольчик, ботало. XIX в.
Россия, Нижегородская губ.
Бронза, литье.
«ЗАВОДЪ Е.С. КЛЮЙКОВА ПУРЕХЪ НИЖЕГ.ГУБ.» (крыша)
Мастер Клюйков Егор Спиридонович
В центре представлены дуги и ямская гармонь, разработанная Вячеславом Александровичем Кимом.
Модель ямской гармони для тройки включает набор поддужных колокольчиков, арканы с бубенцами и седелочный звонок.
А.А. Ганулич о ямской гармони: «Постепенно из набора поддужных колокольчиков, бубенцов и других звучащих предметов троечной упряжи сложился полноценный ансамбль. В старину даже бытовало понятие «ямская гармонь»: музыкальный инструмент, составленный из звучащих элементов ямской упряжи, издававший при езде гармоничный звук. Народные умельцы могли составлять наборы мажорного или минорного звучания» («Ямская гармонь – музыкальный инструмент»).
Смотритель продемонстрировал звук ямской гармони. Конструкция звучит, если нажимать на специальную белую подставку.
Вячеслав Александрович Ким собрал более 2000 колокольчиков! В экспозиции представлена только часть коллекции. Остальные экземпляры находятся в архиве. В 2001 году мы побывали на большой выставке «Ямщицкие колокольчики и бубенцы», созданной на основе коллекции Кима (см. «Ростов Великий»). Тогда все экспонаты были за стеклом, нельзя было ни послушать, ни сфотографировать. Я сравнила их с птицами в клетке. «Теперь они в темнице», — подумала я).
Церковные колокола
Вдоль стены справа представлены церковные колокола.
Говорят, что каждый экспонат можно услышать, если попросить у смотрителя специальный деревянный молоточек для извлечения звука. К сожалению, узнали об этом уже дома.
Центр колокольного искусства Ростовскогого кремля подготовил аудиотур по выставке «Колокола и колокольчики».