«Колокола и колокольчики» в Ростове Великом

Колокольчики

В Кладовой бесстолпной палате Ростовского кремля работает выставка «Колокола и колокольчики», подготовленная Центром колокольного искусства.

Музей

Экспозиция состоит из трех частей. Первая рассказывает об изготовлении колоколов, вторая знакомит с поддужными колокольчиками, третья показывает церковные колокола. Экспонаты расположены в одном зале.

Изготовление колоколов

Фотографии и схемы

Вдоль стены слева от входа показаны этапы изготовления формы для литья колокола: изготовление болвана → изготовление фальш-колокола → обряжение фальш-колокола (накладка надписи, орнамента и др. декоративных деталей из воска) → изготовление кожуха → разборка формы и удаление фальш-колокола. В пустоту между кожухом и болваном заливается колокольная бронза.

Этапы изготовления формы для литья колокола

Болван, стержень, лекало для болвана, лекало для фальш-колокола
Болван, стержень, лекало для болвана, лекало для фальш-колокола

Глиняный фальш-колокол, декор, маточник, уши
Глиняный фальш-колокол, декор, маточник, уши

Элементы декора обычно изготавливаются из воска, а затем крепятся на глиняную форму фальш-колокола.

Декор колоколов
Декор колоколов

Кожух
Кожух (глина)

Здесь же представлен колокол XVII века, который был установлен на соборной звоннице. Снят в 2001 году из-за скола.

Колокол XVII в.
Колокол XVII в. Россия, мастер Пушечного двора

Коллекция колокольчиков

Центральная экспозиция посвящена поддужным колокольчикам и конской упряже из коллекции российского кампанолога, первого директора музея-заповедника «Ростовский кремль» Вячеслава Александровича Кима.

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики

Колокольчики пронумерованы. Информацию о конкретном экземпляре можно узнать из каталога «Колокола и колокольчики».

Каталог

Например, колокольчик № 21:

Колокольчик. XIX в. Россия, Нижегородская губ.
Колокольчик. XIX в. Россия, Нижегородская губ.

Информация из каталога:

Колокольчик XIX в.
Россия, Нижегородская губ.
Бронза, литье.
«М.Ф.В.ЗАВОДА.ВЕДЕНЕЕВА.ВПУРЕХЕ.НИЖ.ГУБЕ.Н.00.»
Мастер Веденеев Федор Александрович
Один из крупных производителей колокольчиков Нижегородского колокололитейного центра. Изготавливал бубенчики, дужные колокольчики, сигнальные и небольшие церковные колокола. Получил бронзовую медаль губернской выставки кустарных изделий в Нижнем Новгороде в 1895 г., бронзовую медаль промышленной и сельскохозяйственной выставки в Киеве в 1897 г., медаль международной выставки в Риме в 1911 г. Годы, указанные на изделиях с его опознавательными надписями: 1861, 1863-1871, 1873-1885, 1887, 1889,1891.

Колокольчик № 23:

Колокольчик, ботало. XIX в. Россия, Нижегородская губ.
Колокольчик, ботало. XIX в. Россия, Нижегородская губ.

Информация из каталога:

Колокольчик, ботало. XIX в.
Россия, Нижегородская губ.
Бронза, литье.
«ЗАВОДЪ Е.С. КЛЮЙКОВА ПУРЕХЪ НИЖЕГ.ГУБ.» (крыша)
Мастер Клюйков Егор Спиридонович

В центре представлены дуги и ямская гармонь, разработанная Вячеславом Александровичем Кимом.

Дуги
Дуги 1853 г. и 1857 г. Мастер Василий Петров, Ростов

Ямская гармонь
Ямская гармонь

Модель ямской гармони для тройки включает набор поддужных колокольчиков, арканы с бубенцами и седелочный звонок.

Ямская гармонь
Ямская гармонь

А.А. Ганулич о ямской гармони: «Постепенно из набора поддужных колокольчиков, бубенцов и других звучащих предметов троечной упряжи сложился полноценный ансамбль. В старину даже бытовало понятие «ямская гармонь»: музыкальный инструмент, составленный из звучащих элементов ямской упряжи, издававший при езде гармоничный звук. Народные умельцы могли составлять наборы мажорного или минорного звучания» («Ямская гармонь – музыкальный инструмент»).

Седелочные колокольчики
Звонок седелочный, XIX в.

Смотритель продемонстрировал звук ямской гармони. Конструкция звучит, если нажимать на специальную белую подставку.

Вячеслав Александрович Ким собрал более 2000 колокольчиков! В экспозиции представлена только часть коллекции. Остальные экземпляры находятся в архиве. В 2001 году мы побывали на большой выставке «Ямщицкие колокольчики и бубенцы», созданной на основе коллекции Кима (см. «Ростов Великий»). Тогда все экспонаты были за стеклом, нельзя было ни послушать, ни сфотографировать. Я сравнила их с птицами в клетке. «Теперь они в темнице», — подумала я).

Церковные колокола

Вдоль стены справа представлены церковные колокола.

Колокола

Колокола
Било XVII-XVIII вв., колокол середины XVII в., колокол XVIII в.

Колокол конца XIX - начала XX века
Колокол конца XIX — начала XX в. Ярославский колокололитейный завод Оловянишниковых

Колокол конца XIX века
Колокол конца XIX в. Ярославский колокололитейный завод Оловянишниковых

Колокол сер. XIX в.
Колокол сер. XIX в. Завод Финляндских-Богдановых

Колокол XIX века
Колокол XIX в. Колокололитейный завод Самгиных

Колокол 1928 года
Колокол 1928 г. Валдайский завод братьев Усачевых

Колокол 1788 г.
Колокол 1788 г. Колокололитейный завод Самгиных

Говорят, что каждый экспонат можно услышать, если попросить у смотрителя специальный деревянный молоточек для извлечения звука. К сожалению, узнали об этом уже дома.

Центр колокольного искусства Ростовскогого кремля подготовил аудиотур по выставке «Колокола и колокольчики».

Оставьте комментарий