«Английская охота» – картина Джона Херринга на колокольчике

Картины с изображением сцен охоты были всегда популярны, поскольку охота была излюбленным развлечением знатных и богатых джентльменов и дам на протяжении многих веков в разных странах. Англию невозможно представить без традиционной охоты на лис. Прекрасные лошади, породистые собаки, элегантные красно-белые костюмы мужчин, женщины в амазонках с развевающимися вуалетками в дамских седлах…

Одна из первых охот на лис состоялась в графстве Норфолк в 1534 году. Ее расцвет пришелся на XIX век, когда Англия стала настоящей законодательницей охотничьих мод. Это был уникальный аристократический стиль спортивного развлечения: не добыча была главной целью мероприятия, а бешеная скачка в сопровождении гончих по пересеченной местности на сильном, умном, благородном животном – лошади.

Этот колокольчик с изображением сцены английской охоты на лис я приобрела на лондонском антикварном рынке Портобелло. Обрадовалась и заинтересовалась – а кто художник? Но случилось так, что к этой теме я вернулась только спустя годы.

Отгадка казалась мне очевидной. Я обратилась к полотнам некоторых английских художников, любителей охотничьих сцен, пересмотрела не одну сотню, но эту картину, увы, не нашла.

Колокольчик
Колокольчик «Английская охота. Картина Джона Херринга старшего»
Коллекция Ирины Лапиной

Клеймо
Клеймо компании A Royal Worcester company
Palissy England. Est.1853
Petite Collection

Тогда пришла идея, а не обратиться ли мне к посуде. Изображение сцен охоты на посуде были одной из излюбленных тем по всей Европе в XIX веке. В Великобритании, в эдвардианскую эпоху, в богатых семьях было модно сервировать стол на ужин сервизами с изображениями разнообразной дичи и знаменитой английской охоты на лис. Эта посуда, как столовая, так и чайная, пользуется популярностью до сих пор. Классика «охотничьей» посуды – фарфор компаний «A Royal Worcester company» и «Spode Woodland».

Мне сразу же повезло. Нашла в продаже два набора фарфоровых тарелок:

На одной из них была копия моей картины и имя художника!


Джон Фредерик Херринг-старший (John Frederick Herring Sr.)
1795-1865. Фото wikimedia.org.

Так, благодаря колокольчику, я узнала нового для себя художника, познакомилась с его биографией и творчеством.

Всю жизнь у Джона Херринга было две страсти – живопись и лошади. От простого кучера и рисовальщика вывесок, он стал весьма популярным художником знати, запечатлевший их любимых скакунов, Ему заказывала картины и покровительствовала сама королева Виктория. Он стал основателем целой династии, его два сына продолжили дело отца, а две дочери вышли замуж за художников.

Несколько фактов из его биографии. Джон Херринг родился в Лондоне в 1795 году, он был сыном лондонского купца голландского происхождения. С детства мальчик любил рисовать, а когда вырос и женился, то попытался зарабатывать этим на жизнь. Он нанялся в местный трактир художником, рисовал гербы и знаки владельцев на стенах их экипажей. Но видимо денег не хватало, и Херринг стал работать в том же трактире ночным кучером. В свободное время он рисовал портреты лошадей, за что получил прозвище «кучер-художник». Талант Херринга был признан богатыми покупателями, и он начал рисовать охотников и скаковых лошадей для дворян.


Painting of Amato winner of The Derby Stakes in 1838 by John Frederick Herring Sr.
Фото wikimedia.org

Любопытно, что однажды, когда художник переживал не лучшие времена в плане финансов, он получил заказ на рисунки для росписи костяного фарфора Copeland Spode. Картины Херринга пользовались большой популярностью, многие из них были выгравированы и быстро раскупались. Его полотна выставлялась в Королевской академии и в Обществе британских художников, где Херринг в 1842 году стал вице-президентом.

Последние 12 лет своей жизни Херринг с упоением рисует лошадей, сельскохозяйственные и жанровые сцены, но наиболее известными стали его картины, посвященные скачкам и охоте. Херринг-старший стал очень успешным и плодовитым художником, еще при жизни его называли одним из лучших анималистов XIX века.

А еще хотелось бы отметить одну деталь. Один из сыновей Херринга был назван его именем, и его судьба сложилась счастливо. С юности, благодаря славе отца, Джон Фредерик-младший был обласкан богатыми покровителями и щедрыми спонсорами.

Вначале он рисовал в манере отца, однако вскоре развил собственный стиль и прославился уже в более зрелом возрасте картинами «конюшен Херринга» – изображениями лошадей или других сельскохозяйственных животных в интерьере конюшни, скотного двора.

Слава молодого Херринга стала настолько громкой, что его отец принял решение: чтобы его не путали с собственным талантливым отпрыском на картинах Херрингов в середине XIX века появились подписи Sr. (синьор – старший) и Jr. (джуниор – младший). Так отец и сын и вошли в историю.

Ирина Лапина, Лондон, 2017, Монреаль, 2022

4 комментария
Olga | 30.11.2024

Вчера в Старицком музее фарфора встретилиcь вот такие тарелки. К сожалению, не подписаны.

Ирина Лапина | 01.12.2024

Любопытно, вторая картина тоже работа Джона Херринга?

Olga | 01.12.2024

Если я правильно поняла, то картина изначально была написана Джоном Херрингом старшим. В последствии художник Джон Харрис (1811-1865) создал несколько гравюр по его картинам, в т.ч. те, что на первой и второй тарелках.

Olga | 01.12.2024

Иллюстрацию по гравюре Харриса, что на второй тарелке, можно увидеть здесь («Fores’s National Sports: Fox-Hunting», 1852).

Оставьте комментарий