«Английская охота» – картина Джона Херринга на колокольчике
Картины с изображением сцен охоты были всегда популярны, поскольку охота была излюбленным развлечением знатных и богатых джентльменов и дам на протяжении многих веков в разных странах. Англию невозможно представить без традиционной охоты на лис. Прекрасные лошади, породистые собаки, элегантные красно-белые костюмы мужчин, женщины в амазонках с развевающимися вуалетками в дамских седлах…
Одна из первых охот на лис состоялась в графстве Норфолк в 1534 году. Ее расцвет пришелся на XIX век, когда Англия стала настоящей законодательницей охотничьих мод. Это был уникальный аристократический стиль спортивного развлечения: не добыча была главной целью мероприятия, а бешеная скачка в сопровождении гончих по пересеченной местности на сильном, умном, благородном животном – лошади.
Этот колокольчик с изображением сцены английской охоты на лис я приобрела на лондонском антикварном рынке Портобелло. Обрадовалась и заинтересовалась – а кто художник? Но случилось так, что к этой теме я вернулась только спустя годы.
Отгадка казалась мне очевидной. Я обратилась к полотнам некоторых английских художников, любителей охотничьих сцен, пересмотрела не одну сотню, но эту картину, увы, не нашла.
Тогда пришла идея, а не обратиться ли мне к посуде. Изображение сцен охоты на посуде были одной из излюбленных тем по всей Европе в XIX веке. В Великобритании, в эдвардианскую эпоху, в богатых семьях было модно сервировать стол на ужин сервизами с изображениями разнообразной дичи и знаменитой английской охоты на лис. Эта посуда, как столовая, так и чайная, пользуется популярностью до сих пор. Классика «охотничьей» посуды – фарфор компаний «A Royal Worcester company» и «Spode Woodland».
Мне сразу же повезло. Нашла в продаже два набора фарфоровых тарелок:
На одной из них была копия моей картины и имя художника!
Так, благодаря колокольчику, я узнала нового для себя художника, познакомилась с его биографией и творчеством.
Всю жизнь у Джона Херринга было две страсти – живопись и лошади. От простого кучера и рисовальщика вывесок, он стал весьма популярным художником знати, запечатлевший их любимых скакунов, Ему заказывала картины и покровительствовала сама королева Виктория. Он стал основателем целой династии, его два сына продолжили дело отца, а две дочери вышли замуж за художников.
Несколько фактов из его биографии. Джон Херринг родился в Лондоне в 1795 году, он был сыном лондонского купца голландского происхождения. С детства мальчик любил рисовать, а когда вырос и женился, то попытался зарабатывать этим на жизнь. Он нанялся в местный трактир художником, рисовал гербы и знаки владельцев на стенах их экипажей. Но видимо денег не хватало, и Херринг стал работать в том же трактире ночным кучером. В свободное время он рисовал портреты лошадей, за что получил прозвище «кучер-художник». Талант Херринга был признан богатыми покупателями, и он начал рисовать охотников и скаковых лошадей для дворян.
Любопытно, что однажды, когда художник переживал не лучшие времена в плане финансов, он получил заказ на рисунки для росписи костяного фарфора Copeland Spode. Картины Херринга пользовались большой популярностью, многие из них были выгравированы и быстро раскупались. Его полотна выставлялась в Королевской академии и в Обществе британских художников, где Херринг в 1842 году стал вице-президентом.
Последние 12 лет своей жизни Херринг с упоением рисует лошадей, сельскохозяйственные и жанровые сцены, но наиболее известными стали его картины, посвященные скачкам и охоте. Херринг-старший стал очень успешным и плодовитым художником, еще при жизни его называли одним из лучших анималистов XIX века.
А еще хотелось бы отметить одну деталь. Один из сыновей Херринга был назван его именем, и его судьба сложилась счастливо. С юности, благодаря славе отца, Джон Фредерик-младший был обласкан богатыми покровителями и щедрыми спонсорами.
Вначале он рисовал в манере отца, однако вскоре развил собственный стиль и прославился уже в более зрелом возрасте картинами «конюшен Херринга» – изображениями лошадей или других сельскохозяйственных животных в интерьере конюшни, скотного двора.
Слава молодого Херринга стала настолько громкой, что его отец принял решение: чтобы его не путали с собственным талантливым отпрыском на картинах Херрингов в середине XIX века появились подписи Sr. (синьор – старший) и Jr. (джуниор – младший). Так отец и сын и вошли в историю.
Ирина Лапина, Лондон, 2017, Монреаль, 2022
Вчера в Старицком музее фарфора встретилиcь вот такие тарелки. К сожалению, не подписаны.
Любопытно, вторая картина тоже работа Джона Херринга?
Если я правильно поняла, то картина изначально была написана Джоном Херрингом старшим. В последствии художник Джон Харрис (1811-1865) создал несколько гравюр по его картинам, в т.ч. те, что на первой и второй тарелках.
Иллюстрацию по гравюре Харриса, что на второй тарелке, можно увидеть здесь («Fores’s National Sports: Fox-Hunting», 1852).