«Луковый узор» – посуда и колокольчики!
По-немецки этот узор называют Zwiebelmuster, англичане – Blue Onion. Японцы выпускали изделия с таким орнаментом под названием «Blue Danube». А чехи гордятся столовой и чайной посудой Cibulák – чешское слово cibule означает лук!
Этот прекрасный чешский сервиз был выставлен в «Свадебном салоне» в нашем городе. К счастью, его можно было приобрести не только молодоженам. С деньжатами было туговато, но в те времена занять у соседей не считалось постыдным, когда было нужно, выручали и мы. Наконец, нужная сумма была собрана, и драгоценный сервиз стал великолепным подарком мне ко дню рождения. Парадным он никогда не был, служит нам по сей день. И за все время разбилась только крышка от супницы и, к сожалению, пропало большое блюдо – я на нем торт принесла, а взять забыла.
Позже появился немецкий кофейный сервиз с таким же узором – я долгое время была неравнодушна к сине-белой посуде. В Монреале мы познакомились с чехами. Они были у нас в гостях и подивились, что у нас сервиз такой же, как у них. «Ничего удивительного, в советские времена хозяйки любили чешский хрусталь, богемское стекло и сервизы ГДР и Чехословакии,» – объяснили мы. Но когда побывали ответно в гостях, я восхитилась, что с таким узором на кухне была разделочная доска, скатерть, салфетки и ручки ложек, ножей, вилок и даже фартук на хозяйке.
Когда я увидела колокольчик, расписанный, как наш сервиз, не удивилась. Обрадовалась такому дополнению. А потом нашелся второй, третий…
Накануне последнего Рождества я приобрела довольно крупный с шотландской ленточкой колокольчик с характерным рисунком, решила – пришла пора, наконец, рассказать об этом очень популярном в мире сине-белом орнаменте.
Этот узор называют «луковый». И как часто это было в истории, произошло это из-за ошибки. На самом деле никакого лука нет. А были – ГРАНАТЫ. И узор называли на Востоке – гранатовым. Истоки – в Китае, родине фарфора, откуда он пришел в Европу.
Началось все в небольшом саксонском городке Мейсен (Meissen). Известна даже точная дата! 15 января 1708 года здесь был раскрыт один из самых охраняемых китайских секретов – изобретен европейский белый фарфор. В 1710 году по распоряжению короля была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура. И стали производить белый глазурованный фарфор, качество которого во многом превосходило китайские аналоги.
В то же время возникла необходимость разрабатывать собственный дизайн. В 1729 году Йохан Давид Кречмар (Johan David Kretschmar), один из художников мануфактуры в Мейсене, проявил фантазию и соединил две темы – европейскую классическую, где растительный орнамент всегда играл большую роль в декорации, и восточные мотивы, где бело-синяя тема в декоре присутствовала в знаменитой посуде китайской династии Мин. И в рисунках саксонского художника появились экзотические бело-синие гранаты, на некоторых изделиях – гранаты и персики. Гранаты считались символом здоровой семьи, поэтому именно они были выбраны акцентом его росписей.
Однако простым саксонцам и их соседям гранат не был знаком. Одни видели на расписных тарелках экзотические цветы, кто-то арбузы и лимоны, но большинство решили, что это луковки. Так к «гранатовому» узору Кречмана навсегда приклеилось слово «лук». Художники привыкли к «луку», забыли про какой-то незнакомый «гранат», и стали рисовать в узоре стилизованную луковку.
Мейсенские изделия с «луковым узором» были очень эффектны, но относительно дешевы в производстве, в конце XVIII века они стали очень популярны у среднего класса. Но неопытные мейсенцы допустили стратегическую ошибку. Они не запатентовали свой уникальный декор и вскоре многие европейские фарфоровые мануфактуры без труда стали копировать этот орнамент. Список компаний внушительный, среди них две самые знаменитые – «Villeroy & Boch» (Германия) и «Wedgwood» (Великобритания).
К концу XVIII века рынок был так перенасыщен бело-голубым фарфором, не надо забывать и о бело-синем делфском фарфоре, что спрос на него начал постепенно падать, а затем и вовсе угас. Позже «Мейсен» прекратил выпуск совсем, но спустя некоторое время возобновил, попробовал отделывать посуду золотом и даже начал «разбавлять» синий декор красными цветами, так называемый Blue onion rich – «богатый синий лук».
В наши дни изделия с «луковым узором» выпускают компании, которые свято соблюдают сложившуюся почти триста лет назад оригинальную мейсенскую технологию. Это, по-прежнему, Мейсен, а также немецкие компании Kahla и Hutschereuther. Японская компания Blue Danube также вдохновилась «луком» и с 1951 по 2010 год выпускала изделия под названием «Blue Danube» (Голубой Дунай).
Говоря о моем сервизе, нужно заметить, что в конце XIX века «луковый узор» пришел в Чехию. Здесь этот узор зовется цибулак (Cibulák). В настоящее время фарфоровые заводы в западной Чехии производят уже 660 различных изделий с этим дизайном. Ассоциация стекольной и керамической промышленности Чешской Республики признала посуду с «луковым узором» официальным чешским продуктом.
Изделие на чешском заводе «Дуби» изготавливается из белого фарфора самого высокого качества, затем оно проходит первый обжиг при температуре 1500 градусов. После этого на изделие наносится голубой или зелёный рисунок, а сверху – глазурь. Затем чашку или блюдце из фарфора вновь обжигают при такой высокой температуре, что все цвета кроме синего и зелёного просто выгорают! Посуда производства завода «Дуби» очень прочная, а «луковый» рисунок, украшающий чешские сервизы из фарфора, никогда не потускнеет. Это так. Мой сервиз выглядит, как новенький, хотя служит нам уже не один десяток лет.
И в качестве заключения этого небольшого исторического экскурса. «Луковый узор» присутствовал и на посуде, производимой на Украине. Это фаянсовый завод Буды (Будяны) под Харьковом. Это было четвертое по счету предприятие, вошедшее в конце XIX века в знаменитое в царской России и Европе тех времен «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». К сожалению, в 2006 году некогда знаменитый старинный завод прекратил свое существование. Если кому-то попадутся украинские тарелки с «луком», считайте, что вы стали обладателем антиквариата. Они не столь легки и изящны, как немецкие или чешские, поскольку изготовлены из фаянса, а не фарфора.
Узор состоит из комбинации стилизованных растительных мотивов. На примере моей тарелочки попытаюсь их объяснить.
Основной узор всегда находится на главной части изделия, в данном случае по центру тарелки. Центральный узор только один, и он присутствует на всех изделиях сервиза. Исключение могут составлять только большие подносы, блюда и супницы.
В центре основного узора – цветок пион с двумя большими листьями. Пионы – символы любви, богатства и чести. В западной культуре пионы служат символом удачи, счастья и счастливого брака.
Над пионом справа – астра с бутоном, символизирующие красоту, скромность и элегантность.
Слева, сплетаясь с пионом, вверх идет бамбуковая ветвь, символизирующая прибавление в семье, дружбу между ее членами.
Окантовка по рельефной части изделия, отделяющая центральную часть от канта, называется «цветочная грань». Этот орнамент – цветки лотоса, символа добра, чистоты, мудрости, благоразумия, щедрости.
И, наконец, кант. По нему чередуются плоды персика и граната, да-да, те самые «луковицы!» Персик обладает защитной магией, символ вечной молодости. А гранат? О, это символ плодородия, процветания и супружества и много чего еще! Еще раз подчеркну, что именно гранат-лук стал причиной возникновения названия для этого узора.
На левом колокольчике основной узор изображен почти полностью. На правом – только фрагмент.
В моей коллекции еще несколько колокольчиков, со стилизованными луковыми орнаментами. Это барышни из Голландии, сувениры из Парижа, Вашингтона и Гранд-Каньона. Красивые синие орнаменты на посуде присутствуют во многих коллекциях народов мира. Именно синий цвет шикарно подчёркивает белизну фарфора, приятен взгляду и очень хорошо очерчивает композицию. Вот и эти колокольчики нарядно смотрятся, благодаря сине-белым узорам.
История о «луковом узоре» неисчерпаема. Но пора ставить точку. В качестве заключения, мне очень бы хотелось приобрести хотя бы один колокольчик «Лук» из Мейсена!
Ирина Лапина, Монреаль, 2022
Фотографии Ирины Лапиной
Прочитала и просмотрела с удовольствием! Люблю этот узор!
Татьяна, спасибо большое! Приятно видеть комментарии к моим очеркам. А у меня в коллекции появился еще один колокольчик с подобным узором.