Колокольчики из Пуреха на выставке в Нижнем Новгороде
В манеже Нижегородского кремля проходит выставка «Кустарь — Художник: от промысла к народному искусству».
В экспозиции представлены произведения мастеров художественных промыслов Нижегородской области.
Среди экспонатов встретились колокольчики из Пуреха.
Пояснительный текст:
«Производство колокольчиков — старинный русский промысел. Звон, по древнеславянским поверьям, предохранял человека от действия враждебных магических сил. Поддужный колокольчик был обязательным атрибутом почтовой тройки. Его звон должен был оповещать о ее приближении и обязывал пешеходов и транспорт освободить для нее дорогу. Самым известным центром колокольного литья в России был Валдай. К середине XIX века появились и другие центры: Касимов-на-Оке, Тула, Рязань и Пурех.
В селе Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии, ныне Чкаловский район Нижегородской области, распространение промысла приходится на первую половину XIX века. Основателями промысла считают местных крестьян Веденеевых и Трошиных: Первые мастера колокольного дела были Михаил Сироткин и Иван Митюнин.
Позднее промыслом стали заниматься и в близлежащих деревнях Остапово, Андреево, Осташино, Филино, Пырьево и других. Мастерские располагались на окраине села. Работал хозяин мастерской и несколько наемных работников. В небольшом помещении стояла плавильная печь и лавка для сушки форм, лежали инструменты — тигли, набойник, подпилки, резцы, палештур. Медь для производства покупали в Павлове и в Нижнем Новгороде, часть меди поступала с литейных заводов. В день отливали колокольчики до 10-13 раз. В одном опое мастера могли отлить до 3 единиц мелких колокольчиков. После литья каждое изделие обрабатывали пилой и рашпилем, полировали, отпиливали литник.
Для колокольчиков использовали сплав—4 части меди и 1 часть цинка или олова. На заказ могли выполнить колокольчик с примесью серебра.
Труд литейщика был нелегким и часто сказывался на его здоровье. Из-за мелкой пыли частиц меди, наполнявшей воздух в помещении, мастера часто страдали от легочных заболеваний и доживали лишь до сорокалетнего возраста. Но мы можем увидеть на старинных фотографиях, что к литью колокольчиков привлекали и детей.
Колокольчики отливали на заводах Веденеева, Трошиных, братьев Молевых, Тепленина, Кожевникова, Макарова, Овечкина и других. Помимо колокольчиков, Овечкины выпускали детали конской сбруи, станционные колокола. Изделия этих заводов не раз занимали призовыё места на крупных выставках всероссийского и международного уровня. Товар сбывали на ярмарках в Нижнем Новгороде, отправляли в Поволжье, Степной край и Сибирь. В Пурехе была сельская ярмарка по четвергам, на которую съезжались жители из соседних деревень.
Насчитывали более 70 сортов колокольчиков в Пурехе — гречушники, дужные, парные, сибирские, московские, подшейники и др. Бубенчики были граненые, гладкие, посеребренные, желтые с кантом, с прорезью. Всего 76 сортов.
Украшали колокольчики растительным орнаментом, изображением Георгия Победоносца, указывали место производства. По кайме колокольчика иногда пускали надпись. Например: «Звону много — веселей дорога», «Кого люблю, тому дарю», «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».
Самым ценным в колокольчике был, конечно же, его звон. Различали малиновый, ямской, шиллеровский, глинкинский, валдайский. От толщины стенок, качества металла, формы и размера колокольчика зависело его звучание.
Изготовление ямских колокольчиков существовало ровно до тех пор, когда широкое развитие получил новый вид транспорта. Автомобили вытеснили труд ямщика, а вместе с ним — и производство ямщицких колокольчиков».
Этикетки:
Фото В. Леонова, О. Поповой
21.07.2023, Нижний Новгород