Два колокольчика под дугой на картине Сурикова «Взятие снежного городка»

Взятие снежного городка. Фрагмент

В 1888 году, после смерти жены Елизаветы Августовны, Василий Иванович Суриков впал в депрессию и оставил живопись. В начале лета 1889 года он уехал с семьёй в Красноярск, на свою родину. Преодолев тяжелое душевное состояние, художник создал полотно «Взятие снежного городка», запечатлевшее традиционную сибирскую забаву на Масленицу. Идея написания картины принадлежит брату Василия Ивановича — Александру Ивановичу.

Взятие снежного городка
В.И. Суриков «Взятие снежного городка», 1891 г.
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». Русский музей, январь 2024 г.
Фото В. Леонова, январь 2024 г.

Вот что говорится в описании картины на выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее: «Сценарий игры подразумевал наличие двух команд – пешей, которая защищала возведённую накануне снежную крепость, и верховой, которая крепость атаковала. Суриков изобразил на картине кульминационный момент: один из всадников, несмотря на усилие защитников, прорывается к снежным воротам и разрушает их, сбивая ловким жестом выпиленную из снега фигуру коня. Потом победителей чествовали: в начале их купали в снегу, а затем уносили в дом отпаивать вином».

Справа на картине внимание привлекли два колокольчика под расписной дугой.

Фрагмент картины с колокольчиками
Фрагмент картины «Взятие снежного городка» с двумя поддужными колокольчиками

Уже дома, разглядывая «Взятие снежного городка» в альбоме «Русский музей» [1], я заметила еще одну дугу и тоже с двумя колокольчиками.

Фрагмент картины с колокольчиками
Фрагмент картины «Взятие снежного городка» с двумя поддужными колокольчиками

Художник тщательно готовился к написанию картины, собирал материалы, прорабатывал детали. «Каждый базарный день он с утра толкался в народе, зарисовывая росписи на дугах и на старинных кошевах. Однажды он увидел розвальни с искусно выгнутыми скрепами на полозьях и тут же зарисовал их. Богатые узоры тюменских ковров он писал акварелью. Его занимали образы для толпы зрителей. Да и искать-то было нечего, стоило только выйти за ворота — все тут!» — писала внучка художника Наталья Петровна Кончаловская в книге «Дар бесценный» [2].

Вероятно, два колокольчика под дугой изображены не случайно. Вот что удалось найти.

Заварихин Святозар Павлович в своей книге «Ворота в Сибирь» приводит цитату исследователя Сибири Ипполита Иринарховича Завалишина: «Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири — мать всех колокольцев. Здесь на каждую почтовую дугу привязывают по два колокольца, всегда подобранных в тон, и поют они согласно свою неумолчную песню» («Тобольские губернские ведомости», 1863, No 43) [3].

Конный почтовый экипаж
Конный почтовый экипаж. Воскресенская улица, Красноярск. 1880 – 1892
Фото с сайта Старые альбомы

Но ведь на картине не почтовая повозка, а праздничная. Анатолий Константинович Ганулич в статье «К истории производства поддужных колокольчиков в России» указывает: «Почтовые тройки использовались для перевозки не только почты, но и пассажиров, а также для катания в праздники. Тройки с колокольчиками часто сопутствовали свадьбе, проводам рекрутов и другим событиям крестьянской жизни» [4]. Возможно, на Масленицу катались на почтовых экипажах с двумя колокольчиками? Или были специальные праздничные сани с двумя колокольчиками?

Про подвеску двух колокольчиков на почтовых санках (кошёвах) говорится и в «Словаре русских говоров Новосибирской области»: «У кошёвы почтовой под дугой два колокольца привешены, значит едут начальники или почту везут — дорогу уступай» [5].

Два поддужных «била» упоминаются в статье Петра Семеновича Алексеева «Как, бывало, езжали. Воспоминания о проезде зимою из Москвы в Читу» (1899 г.): «У Чувашей лошади малорослы, упряжь убогая, иногда веревочная, колокольчики не валдайские, а жиденькие, не заливаются густым гулом, а дребезжат сухою дробью. За то у Чувашей бывает и по два колокольца под дугою. Отсюда собственно уже и начинается двойной звон: по всей Сибири иначе не ездят как с двумя поддужными «билами». Древний «красный звон» — три колокольчика — я встретил только в Якутской области» [6].

В 1891 году английский писатель, художник и путешественник Юлиус Мендес Прайс путешествовал по Сибири. Его рисунки были опубликованы в нескольких номерах газеты «The Illustrated London News». В частности, 28 марта 1891 года были показаны повозки с двумя колокольчиками под дугой [7].

Повозки с двумя колокольчиками
Фото из журнала «Иллюстрированные новости Лондона» («The Illustrated London News»)
28 марта 1891 г. (No. 2710.-vol.XCVIII.)

В 1903 году авcтралийский орнитолог Роберт Холл (Robert Hall) и его помощник Эрни Требилкок (Richard Ernest Trebilcock) совершили экспедицию в Сибирь. В дневнике Требилкока говорится, что выехали они из Иркутска рано утром на почтовых лошадях на двух повозках, каждая из которых запряжена тремя лошадьми. На каждой дуге над средней лошадью подвешены по два маленьких колокольчика [8].

Извоз в Сибири
R.E. Trebilcock «Извоз в Сибири» с повозками с двумя поддужными колокольчиками, 1903 г.
Фото с сайта fennerschool-associated.anu.edu.au

Выходит, в Сибири было принято подвешивать два колокольчика под дугу, что и показано на картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», а вот почему именно два, так и не ясно. Потому что местные колокольчики были «жиденькие» и недостаточно звонкие, как писал Петр Семенович Алексеев?


[1] В.А. Гусев, В.А.Петрова. Русский музей. Слово/Slovo, М., 2011
[2] Н.П. Кончаловская. Дар бесценный. Детская литература, М., 1969
[3] С.П. Заварихин. Ворота в Сибирь (PDF). Искусство, М., 1981.
[4] А.К. Ганулич. К истории производства поддужных колокольчиков в России/ Колокола. История и современность. Наука, М., 1985
[5] Словарь русских говоров Новосибирской области (PDF). Наука, Новосибирск, 1979
[6] Русский вестник 1899. Т. 263. [№ 10]
[7] Иллюстрированные новости Лондона (The Illustrated London News), 28 марта 1891 г. (No. 2710.-vol.XCVIII.)
[8] Дневник P.Е. Требилкока (PDF) R.E. Trebilcock diary. State Library of Victoria

Один комментарий
Ирина Лапина | 11.03.2024

Замечательный рассказ! Очень интересно. И великолепные иллюстрации.

Оставьте комментарий