Колокольчики-загадки – Йоханнес Конрад ван Хунник, художник из Голландии
Эта история о двух колокольчиках-загадках. Рассказ о том, как неожиданное приобретение помогло с определением колокольчиков, которые долгие годы находились в коллекции «безымянными».
Первый колокольчик я приобрела в лавке старьевщика на улице Онтарио. В ней, собственно, и начиналась моя коллекция, так как у хозяина имелось несколько коробок с колокольчиками. Он предложил купить их сразу, но я не стала рисковать. Действительно, перебирая, встречалось много малоинтересных экземпляров. Было бы жаль их выбросить, а держать в доме не хотелось.
Колокольчик с парусником взяла не раздумывая. Была у меня когда-то замечательная книжка, и я, хоть и девчонка, стала разбираться во всех этих галсах, реях, фок-грот-бизань мачтах. А потом мальчишки в нашем дворе «заболели» морскими узлами. Я тоже что-то освоила, но вскоре интерес пропал.
А книжки о пиратах, о мореплавателях и первооткрывателях, которыми мы так увлекались в детстве! Как тут не вспомнить знаменитые корабли?
Британский галеон под названием «Золотая лань» (Golden Hind) был судном, которым командовал никто иной, как пират Ее Величества сэр Френсис Дрейк, разгромивший испанскую «Непобедимую Армаду» и известный как человек, совершивший второе кругосветное путешествие.
Судно корсара с названием «Счастливая доставка» (Happy Delivery), любимое у английского пирата Джорджа Лаутера, который промышлял в XVIII столетии. В историю он вошел знаменитой тактикой боя: пират таранил своим кораблём вражеские суда и одновременно проводил молниеносный абордаж.
«Месть королевы Анны» (Queen Anne’s Revenge) был флагманским кораблём самого известного пирата, капитана Эдварда Тича, известного под легендарным прозвищем Чёрная Борода. С этим 40-пушечным фрегатом пират затопил десятки торговых и военных судов. Именно этот корабль стал прототипом судов в кинокартинах «Пираты Карибского моря», «Черная борода», а также в сериале «Чёрные паруса».
Трудно сказать, сколько пришлось просмотреть изображений известных кораблей и оживить в памяти страницы из истории мореплавания.
Потом я подумала, что это чья-то картина, и, казалось, что отыскать художника не составит труда. Я азартно погрузилась в морскую тематику. Как прекрасны парусники английских художников Тима Томпсона и Чарльза Эдварда Диксона. Увы, мой парусник не находился!
Второй колокольчик я приобрела на рынке Сен-Усташ, о котором писала не раз.
У него была такая же форма, как у колокольчика с парусником, было ясно, что это серия.
Первоначально я предположила, что пейзаж написал Джон Констебл. Я была знакома со многими картинами этого замечательного английского художника. В прогулках по Лондону мы отыскали дом, в котором он жил. Были у его могилы, что на кладбище при церкви St.John в лондонском Хэмстеде. И сколько часов я провела у его полотен в «Национальной галерее» и в музее «Виктории и Альберта»!
Увы, пейзаж был не Констебля!
И вот, в наш последний летний приезд на монреальский рынок Сен-Усташ, я увидела красивое фарфоровое панно со смутно знакомой картиной. К счастью, она была подписана — J.C. van Hunnik.
Я вспомнила о колокольчике. Сомнений не было! Это та же самая картина.
К сожалению, на русском языке я не смогла отыскать хоть какую-то информацию об этом художнике, очень ее мало и на английском, ну а голландским я не владею.
Свои работы художник подписывал как «Coen van Hunnik» или «J.H. van Hunnik». Его настоящее имя — Йоханесс Конрад Ван Хунник (Johannes Coenraad van Hunnik).
Художник родился в Роттердаме в 1925 году. Он был пятым ребенком в многодетной семье. Всего было девять детей, прокормить всех было весьма затруднительно, семья бедствовала. Это были тяжелые годы, время кризиса 30-х годов. А потом пришла война. В мае 1940 года Германия бомбила Роттердам и оккупировала страну. Молодой Йохан был сослан в маленькую деревушку Виеддер на востоке Голландии на принудительные работы.
После окончания войны Йоханесс ван Хунник поселился в Амстердаме. Он нашел работу в газете, где вместе с коллегами рисовал комиксы. История гнома «Приключения Оле Капоена » имела успех у читателей. Одновременно его рисунки стали появляться в другой газете.
Спустя семь лет ван Хунник стал работать над рекламой в газетах и журналах, позже в издательствах над иллюстрациями детских книг и сказок. Эти книги можно отыскать в букинистических лавках и в наши дни.
Широкую известность получили акварели художника с пейзажами родной страны. Он прославился сериями картин, таких как « голландские деревни», «мельничные сцены», «тюльпановые поля», «времена года» и другие. Его идиллические и ностальгические сцены отражали реальную жизнь старой Голландии.
Красивые картины художника буквально растиражировали на почтовых открытках, на тарелках, блюдах, чашках, кружках и прочих сувенирах. Они пользовались большим спросом.
Художник долгие годы плодотворно сотрудничал со многими компаниями по всему миру. В 2013 году Йоханесс Конрад ван Хунник опубликовал свою автобиографию. Он умер 26 июля 2016 года, прожив 90 лет.
В наши дни сувенирной продукции с подписью J.C. van Hunnik немало. Это картины, сувенирные панно на керамических плитках.
Прелестны тарелки с картинами ван Хунника.
Отыскалась и тарелка с таким же парусником, что на колокольчике. Она была подписана: «decorative plate design #1033 – Historic Ships Edition by J.C. van Hunnik – The Atlantico Mermaid & The Pacific Monsoon».
За этой тарелочкой открывается целая эпоха в истории голландского флота и мореплавания. Но это уже другая история, требующая погружения и обстоятельного рассказа. Возможно, я когда-нибудь о ней расскажу. И вспомню легенду о «Летучем голландце»!
В заключение. Я уже собиралась послать очерк с этой историей. Взяла лупу с сильным увеличением и на колокольчике с пейзажем разглядела подпись «J.C. van Hunnik». Сделала фотографию крупным планом. Вот так! Загадки, как таковой, не было. А я столько раз любовалась этим пейзажем! Но почему-то не видела подпись художника.
Ирина Лапина, Монреаль, 2024
Фотографии Ирины Лапиной
Может, у кого-то в коллекции имеется колокольчик с другой картинкой ван Хунника?
У меня нет такого колокольчика..
Какой занимательный очерк получился. С интригой в начале и с разгадкой в конце. Спасибо, Ирина, за ваш труд. За то, что делитесь с вашими читателями своими находками, интересными историями и приобщаете нас и к исскуству.