Колокольчик «Херувим» – Бирмингем, компания Elkington & Co, 1889 год – в традициях Бенвенуто Челлини
Этот прелестный колокольчик я подарила сама себе в честь дня рождения дочери. И роль дочери в его появлении весьма значима — она помогла мне его заказать.
Что сказать? Я в восторге. Такой колокольчик в коллекции — солидное приобретение. Впечатляет и время его создания -1889 год. Викторианская эпоха! И компания-изготовитель — Elkington & Co из Бирмингема, одна из самых известных компаний в Британии по производству изделий из серебра.
Ручка колокольчика в виде херувима. Эта традиция возникла еще в эпоху Возрождения, когда было популярно изображать херувимов в качестве крылатых младенцев. Изображения на юбке выполнены также в стиле той эпохи. Они копируют маскароны, рельефные изображения фигур людей и животных, витиеватый орнамент известных и сохранившихся до наших дней ренесансных колокольчиков Бенвенуто Челлини.
На внутренней стороне юбки четко видно клеймо компании Elkington & Co. Номер 3100. И год изготовления 1889.
И еще информация от продавца, я измерением и взвешиванием не занималась:
Height: approximately 5.5 inches (13.75 cm)
Diameter of Base: 3 inches (7.5 cm)
No monograms or initials.
Weight: 348 grams. A Heavy Bell.
Materials: Silverplate
Elkington & Co. — под такой маркой в викторианскую и позже в эдвардианскую эпоху выпускались великолепные изделия из серебра и с серебряным покрытием: столовые приборы, чайные сервизы, чаши, чайники, подносы, декорации для стола, салатницы, солонки и перечницы, наборы для рыбы, для яиц, табакерки, и многое другое. Спортивные кубки, например. Редко — серебряные нарядные украшения для дам.
Любопытно, что серебряным звоном, в буквальном смысле, успокаивали младенцев — хорошим тоном было дарить на крещение погремушку с колокольчиками из благородного металла.
Компания Elkington & Co была основана в 1830 году (дата нуждается в уточнении) братьями Джорджем и Генри Элкингтонами. С компанией работали одни из самых известных дизайнеров, такие как Огюст-Адольф Виллимс, Леонард Морель-Ладей и Кристофер Дрессер.
В 1838 году братья добились успеха, когда запатентовали и усовершенствовали технологию гальванического покрытия, которая включала нанесение тонкого слоя металла на поверхность заготовки с помощью электрического тока.
В 1842 году компания получила финансовую поддержку от Джошуа Мейсона, и стала называться, как Elkington, Mason & Co. в период с 1842 по 1861 год. Это было время ее большого успеха, особенно прославились ее изделия на Всемирной выставке в Лондоне 1851 года. Но в 1861 году компания вернула себе первоначальное название.
Компания Elkington & Co всегда была поставщиком королевского двора. Серебряные изделия украшали столы королевы Виктории, королей Эдуарда VI, Георга V и Георга VI. Логотип Elkington & Co красовался на столовых приборах печально известного судна «Титаник» и других лайнерах компании White Star Line.
В наши дни работы Elkington & Co можно увидеть в коллекциях музея Виктории и Альберта в Лондоне, в музее искусств Метрополитен, в Эрмитаже в Петербурге и других крупных музеях мира.
Примечательно, что большое количество экспонатов попало в Россию благодаря династическим связям между монархами. Будучи страстным англофилом, Николай I собрал внушительную коллекцию английского серебра, в которой представлены столовые принадлежности, предметы быта, спортивные трофеи.
Любопытная деталь. Фирма Elkington & Co успешно сотрудничала с Бенджамином Шликом (Benjamin Schlick), датским механиком и архитектором, переехавшем в Англию в середине XIX века. Мастер создавал для ювелиров проекты и отливки по мотивам античности и ренессанса.
Сохранились сведения, что архитектор был ответственным за прием российского императора Николая I, который посетил предприятие в 1844 году. В дальнейшем Шлик преподнес несколько изделий в подарок княгине Марии Александровне.
Просуществовав целое столетие, компания перешла под управление British Silverware под названием «British Silverware Ltd.», сохранив производство до нашего времени.
Я была в Бирмингеме, любовалась современными изделиями серебряных дел мастеров. К сожалению, не зашли в ювелирный музей (были рядом!) из-за нехватки времени. И сейчас мне не хватает информации, которую я могла бы получить в отделе серебра в музее Виктории и Альберта, в котором я была частым посетителем. Просто тогда у меня не было этого замечательного колокольчика!
Буду рада любым замечаниям и дополнениям.
Ирина Лапина, Монреаль, 2024
Фотографии колокольчика Ирины Лапиной