Арабско-мусульманский орнамент
Откликаясь на статью о риштанской керамике я решила чуть-чуть побольше рассказать вообще об арабско-мусульманском орнаменте.
Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики.
На моих колокольчиках нет надписей (пословиц, изречений из Корана, афоризмов), хотя они почти всегда присутствовали в исламском декоре, т.к. силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении. Именно искусство изображения слова – каллиграфия – и орнамент стали основами пластического творчества мусульман.
Существуют два основных вида мусульманского орнамента.
Первый, растительный, называется ислими. Он представляет собой узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами.
Второй, геометрический, – гирих. Это жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы.
Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Очень популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).
Турецкое декоративно-орнаментальное искусство сформировалось во второй половине 16 века. Оно славилось как раз керамикой, облицовочной и бытовой, которая получила развитие еще в 15 столетии в городах Малой Азии, а также и изделиями из металла. Эти колокольчики куплены в Турции. Один – медный, другой – из майолики.
Для орнаментации характерны крупные растительные мотивы, исполненные в декоративной, довольно свободной манере росписи. Я не ботаник, но мне кажется, что на обоих колокольчиках изображены не конкретно какие-либо цветы, а просто что-то в виде цветов. Преобладающие цвета на майоликовом колокольчике – синий, красный и аквамарин. Похоже, что это тип орнамента ислими.
В так называемом «цветочном стиле» философы средневекового Востока видели возможность, пусть даже в сказочной форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.
Этот колокольчик – авторская работа. Выполнен мастером из Бухары (Узбекистан) Мирджахонгиром Рахимовым.
Роспись представляет из себя переплетение растительного орнамента. Не берусь утверждать, но возможно, что это арабеска, т.е. «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета по принципу “horror vacui”, т.е. боязнь пустоты. Основные цвета зеленый и синий, характерные, например, для арабского орнамента.
Источники:
www.arttower.ru
www.bibliotekar.ru
Очень хороший материал!!! Спасибо!