Рождественский колокольчик Берты Хуммель

У меня есть еще один, из последних приобретений, рождественский колокольчик. Он меня сразу поразил какой-то явной детской наивностью. А когда я увидела надпись внутри, что это рисунок Берты Хуммель, то и совсем заинтересовалась, поскольку ничего о Берте ранее не слышала.

Колокольчик

Колокольчик

Колокольчик

Берта Хуммель (Berta Hummel) (1909-1946) выросла в большой, набожной баварской семье. Еще ребенком в ней проявился талант к рисованию. Мать Берты так вспоминала об увлечении дочери: «Больше всего она любила рисовать букет цветов, милое детское личико, прекрасное вечернее настроение, осенний лес. Это всё приводило ее в восторг…»

В возрасте 12 лет Берта поступила в художественную школу, закончила ее в 1927 году, и была зачислена в Академию прикладных искусств в Мюнхене. Преподаватели связывали с Бертой большие надежды. Существует более 400 ее работ тех лет. Годы учебы в Мюнхене считаются самыми творчески продуктивными и счастливыми в жизни Берты.

Во время учебы в академии Берта познакомилась с сестрами францисканского монастыря. В 1931 году Академия была с отличием закончена. Но, оставаясь глубоко религиозным человеком, Берта выбрала служение богу, стала послушницей в монастыре, сменила мирское имя. Ее послушанием было преподавание искусства в монастырской школе. Работа занимала много времени, но каждую свободную минуту Берта занималась живописью. Картины так поразили сестер, что они послали несколько их копий в издательство в Мюнхене, специализировавшееся на книгах по религиозному искусству. И оно выпустило работы Берты в виде почтовых открыток, которые в те годы были очень популярны. В 1934 году вышел сборник рисунков Берты.

Вскоре после этого Франц Гобель, владелец фарфорового производства, увидел эти открытки в одном из мюнхенских магазинов. Гобель как раз был в поиске новой художественной линии для своей фабрики. Он предложил выпускать фарфоровые фигурки, сделанные на основе рисунков Берты. В 1935 году на Лейпцигской торговой ярмарке статуэтки имели ошеломляющий успех. А десятилетие спустя, в 1945 году, когда американские солдаты привезли их в качестве трофеев-сувениров в США, успех повторился.

1937 год ознаменовался двумя событиями в жизни Берты. Во-первых, она решила остаться в монастыре навсегда. Во-вторых, написала картину «Добровольцы» (TheVolunteers). Картина была пронизана ненавистью к Гитлеру. Нацисты позволяли Берте работать, но запретили распространение ее произведений на территории Германии. Один из нацистских журналов писал о ее работах так: «Наше любимое отечество не может оставаться спокойным, когда дети Германии изображаются такими безмозглыми неженками».

В те же годы Берта сделала наброски звезды Давида  /legends/index.php?st=david , что было не только отважным, но и опасным поступком.

В 1940 году правительство закрыло все религиозные школы. Из 250 сестер монастыря осталось 40. Берта жила в маленькой келье, служившей ей и мастерской. Тяжелые условия жизни подорвали здоровье художницы, у нее обнаружился туберкулез, от которого она и умерла в 1946 году.

Фарфоровые фигурки продолжали выпускаться в Германии почти до конца 2008 года.

В родном городе Берты, Массинге, есть ее музей.

Есть музей и в Техасе (США). Он организован дамой, которую, когда она была ребенком, изобразила Берта в одной из своих работ. В музее выставлены 280 подлинных рисунков. Во время войны они были сохранены коллекционером из Швейцарии.

Дональд Стефенс, мэр г. Роземонт (штат Иллинойс, США), собрал одну из самых больших коллекций фарфоровых фигурок Берты Хуммель. После своей смерти он завещал ее городу. Чтобы коллекцию разместить, город построил специальный музей, который открылся в марте этого года.

На колокольчике изображены дети, что так типично для рисунков Берты. Ею прекрасно переданы и детская непосредственность, и вечное предвосхищение рождественского чуда.