Раскрывая «Китайский секрет»

Мейсен

Когда-то я прочитала удивительную книгу «Китайский секрет». Её автор – Елена Яковлевна Данько (1898–1942).

Елена Яковлевна получила художественное образование в школе живописи в школе живописи Александра Мурашко в Киеве и в студиях Ильи Машкова и Фёдора Рерберга в Москве, а также в Академии художеств в Петрограде. В 1916–1924 годах она работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора. С 1922 года художницу заинтересовала история керамики. И уже в 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал статью Елены Яковлевны о советском художественном фарфоре. Позднее появился ряд книг по истории фарфора: «Ваза Богдыхана» (М.-Л.: Радуга, 1925), «Фарфоровая чашечка» (Л., Гос. изд., 1925), а в 1929 году появился «Китайский секрет», выдержавший по крайней мере восемь изданий (последний раз книга издавалась в 1957 году). Елена Данько была также историографом Ленинградского фарфорового завода. Ею написана вводная статья к каталогу «Государственный фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова» (Л.: Гос. контора справочников и каталогов, 1938).

книгаИнтересно, что кроме росписи по фарфору, Данько владела еще одной замечательной профессией – ремеслом кукольника. И после увольнения с ЛФЗ она, по совету С.Я.Маршака, и стала писать о том, что лучше всего знала и любила. Так в 1931 году вышла повесть «Деревянные актёры» – о куклах-марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции во второй половине XVII века, а в 1941 году увидело свет продолжение «Золотого ключика» А.Толстого под названием «Побеждённый Карабас». В книге Буратино с товарищами попадают в довоенный Ленинград (наверняка кто-то читал эту книжку в детстве!).

Но вернемся к «Китайскому секрету». В книге живо и увлекательно рассказана история фарфора. Читатели узнают, как пытались спастись от яда феодалы при помощи фарфоровых кубков. В XVIII веке вместе с французским монахом-иезуитом отцом д’Антреколлем мы побываем в старом Китае, в городе Кин-те-чен, где были самые большие фарфоровые фабрики, а в Нанкине посмотрим на фарфоровую башню: «Её девять этажей поднимались вверх на 80 метров. Стены были выложены белыми фарфоровыми плитками. Плитки у окон и дверей были желтые и зеленые. На них извивались выпуклые драконы. На острых выступах башни висели фарфоровые колокольчики. Их было восемьдесят штук. Они нежно звенели от дуновения ветра».А дальше – Германия (рождение мейсенского фарфора) и Россия (открытие фарфора Ломоносовым и Виноградовым, а затем история и современность Ленинградского фарфорового завода).

Цитирую Е.Я.Данько: «… для того, чтобы написать эту книгу, нужно было прочесть уйму книг на четырех языках – о монахах, о рыцарях, об алхимиках, о китайцах и о русских царицах; нужно было порасспросить многих людей, нужно было автору самому многое видеть, и поработать на фарфоровом заводе, и побродить по Шлиссельбургскому тракту, отыскивая следы старины и думая о прошлых временах». Книга действительно замечательная, жалко только, что с 1957 года её так и не удосужились переиздать… Но на помощь как всегда приходит Интернет, и после долгих поисков «Китайский секрет» всё-таки был обнаружен. Прочитать книгу можно здесь.

После «Китайского секрета» у меня появилась мечта – побывать на каком-нибудь фарфоровом производстве и своими глазами увидеть, как изготавливают «белое золото». Вариантов было много – Ленинградский (сейчас – Императорский) фарфоровый завод, Вербилки, но почему-то больше всего хотелось в Мейсен, где в 1710 году и появился первый европейский фарфор. И белые чашечки с яркими цветами из «парадного» бабушкиного сервиза тоже звали в этот немецкий город. Но всё как-то не складывалось, наши европейские маршруты проходили мимо Мейсена.

Мейсен

Лишь в прошлом году, когда я планировала наш самостоятельный тур по Чехии, появилась мысль: «А не заехать ли в Мейсен?» Заехали. Первым пунктом программы было, конечно, посещение знаменитой Мануфактуры. С её историей можно познакомиться здесь. На саму Мануфактуру можно попасть лишь два раза в год – весной и осенью, – когда там бывают Дни открытых дверей (о них рассказывала на своём сайте Светлана Нарожная), поэтому пришлось ограничиться посещением здания, где находятся Выставочный зал, бутик, музей фарфора и демонстрационные мастерские.

В туре по демонстрационным мастерским мы и увидели, как создаются изделия из мейсенского фарфора. Тур начался с просмотра фильма, рассказывающего об истории Мануфактуры, а также о сырье и материалах, необходимых для производства фарфора. После окончания фильма все перешли в первый зал. Там гончар показал первую стадию изготовления изделий. На гончарном круге была вылеплена чашечка, которой потом при помощи специальной гипсовой формы придали определенную форму. Во втором зале женщина-мастер показала сборку сложного изделия – статуэтки, которая была выполнена вручную. При помощи жидкой глиняной смеси части изделия, предварительно сформованные в соответствующих формах, были склеены между собой и тщательно подогнаны. Все мелкие детали, цветочки, лепесточки – лепятся вручную. В третьем зале продемонстрировали подглазурную роспись. Закончился тур демонстрацией надглазурной росписи. Художница рассказала нам о красках, стилях росписи. Из-под ее кисточки в одно мгновение (так показалось!) возник симпатичный цветок, украсивший маленькое блюдечко.

Мейсен

После демонстрационных мастерских мы полюбовались на старинный фарфор в Музее мануфактуры и посетили выставку «Нации мира – добро пожаловать», открытую с 2010 года, когда отмечали 300-летие предприятия, в Выставочном зале. Каждая витрина или зал на выставке – это своего рода национальный павильон, только вся продукция в них – мейсенский фарфор. Небольшой зал выставки посвящен и России: в витринах выставлены фигурки из «Большого русского заказа» и статуэтки Пауля Шойриха из серии «Русский балет», экспонируется там также посуда из большого сервиза Святого Андрея Первозванного, преподнесённого курфюрстом Саксонии Августом III будущей императрице Екатерине II в 1745 году по случаю ее бракосочетания. Ещё я узнала в экспозиции посуду с цветочным декором (как на «бабушкином» сервизе!). Оказывается, это т.н. «Итальянский стиль».

Мейсен

Потом мы ещё немного походили по Выставочному залу, фотографируя современные изделия Мануфактуры. Были там, конечно, и колокольчики…

Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен
Колокольчик. Мейсен

И после длительного «удушения жабы» в нашей коллекции всё-таки появился маленький фарфоровый колокольчик из т.н. «ёлочной» серии, который украшают знаменитые «Голубые Мечи» – товарный знак мануфактуры, который наносится на каждое фарфоровое изделие с 1722 года, это самая старая и наиболее долго используемая без перерыва торговая марка.

Колокольчик

После посещения Мануфактуры была небольшая прогулка по самому Мейсену. С его историей можно познакомиться здесь. Мы посмотрели на фарфоровые колокола церкви Фрауэнкирхе,

колокола

поднялись к замку Альбрехтсбург, где с 1710 по 1860-е годы и находилась фарфоровая Мануфактура, а потом просто гуляли по уютным улочкам в поисках очередного колокольчика для коллекции. Интересная особенность: в старом городе Мейсена полно лавочек и магазинчиков со старинным и современным фарфором, а вот обычный сувенирный колокольчик был найден с трудом. На нём изображены замок Альбрехтсбург и Мейсенский собор, стоящие на высоком левом берегу Эльбы.

колокольчик
Мейсен
Мейсен

ru.wikipedia.org, bibliogid.ru
Фото книги с сайта http://pics.livejournal.com/arishe4ek/

8 комментариев
Анна Баранова | 07.02.2012

Наталья, поздравляю с поездкой! Мейсенский фарфор — это, действительно, чудо, такое стоит увидеть хотя бы раз в жизни. А вот Вербилки, к сожалению в упадке. Моя мама там была несколько лет назад, очень грустные впечатления.

Наталья Степанова | 08.02.2012

Спасибо, Анна! Рада, что Вам понравился мой материал.

Olga | 08.02.2012

Наташа, а колокольчики на Фрауэнкирхе удалось послушать?
Вот тут есть видео, где они звучат. Я теперь тоже буду хотеть в Мейсен!:)

Наталья Степанова | 08.02.2012

Нет, в Мейсене фарфоровые колокола мы не слышали. Мы слышали их в Дрездене. Они висят на Колокольном павильоне в Цвингере. А в Мейсен надо ехать обязательно :) ))

Larissa | 08.02.2012

И рассказ очень интересный, и колокольчики — красота. Спасибо! А я не смогла «задушить свою жабу». В Париже видели колокольчики мейсенского фарфора, но из-за дороговизны рука не поднялась купить.

Наталья Степанова | 08.02.2012

И тебе, Лариса, спасибо за добрые слова.

Ирина | 11.02.2012

Спасибо, Наталья,за интересный рассказ. В украинском языке есть слово ШЛЯХЭТНЫЙ, что означает благородный. Именно это слово всегда мысленно произношу, когда среди иных прекрасных колокольчиков , вижу колокольчик фарфоровый.

Наталья Степанова | 12.02.2012

И Вам, Ирина, спасибо, что обогатили мои познания в украинском языке. Никогда такого красивого слова не слышала.

Оставьте комментарий