О колокольне Новоспасского монастыря Москвы
Читала я недавно один из новых романов Бориса Акунина «Девятный спас», действие которого происходит в эпоху царствования Софьи и Петра I. А в одной из глав – в Новоспасском монастыре Москвы. Там, на колокольне, заговорщики решили организовать свою встречу. Двум главным героям, Алексею и Дмитрию, необходимо было подслушать их разговор.
Новоспасский монастырь. Фото В. Леонова
«Новоспасская колокольня стояла не впритык к храму, а на некоем отдалении, ближе к братским палатам – хорошему белокаменному зданию в три жилья, где располагались иноческие кельи. …При Петре, не как при его старшем брате, отце или деде, Новоспасский подзахудал без августейшего призрения, пооскудел. В звоннице сиротливо висел один-единственный великий колокол, все средние и мелкие пошли в переплавку…»
Из разговора со звонарем колокольни Алексей и Дмитрий выяснили, что заговорщики собрались раньше назначенного времени и находятся уже наверху. Но задание надо было выполнять, поэтому Алексей с Дмитрием «полезли по крутой деревянной лесенке. Подниматься было высоконько.
– Что делать будем? – спросил Дмитрий, когда они остановились на первом пролёте перевести дух. – Их там … уже пятеро. Главарь, верно, каждого в лицо знает. Не уйти ль, пока не поздно?
– Поздно.
Внизу стукнула дверь, заскрипели ступени. Поднимался следующий заговорщик…
Двинулись дальше, стараясь поменьше скрипеть. Затаиться бы где-нибудь, а только где тут спрячешься?
Площадка, на которой висел большой колокол, была открытая, бесстенная. Ещё выше, под маковку, вела приставная лестница. Там, на самой верхотуре, судя по голосам, и расположились заговорщики.
– Давай сюда!
Алексей влез в колокол, взялся за язык, втянулся повыше. Огромный медный колпак укрыл сыщика с головы до ног. Митьша взялся с другой стороны: одна рука повыше Алёшиных кулаков, другая пониже. – Тихо ты, чёрт! – шикнул Попов. – Раскачаем – загудит.
Но язык лениво поболтался туда-сюда, выправился…
Едва вылезли наружу, пришлось снова прятаться. Снизу опять скрипели ступени, это поднимался следующий десятник.
И так три раза. То в колокол, то из колокола, то в колокол, то из колокола. Будто мыши, прячущиеся от кошки, подумал Никитин, всё больше злясь. Утешался лишь мыслью, что отечеству должно по-всякому служить, даже и поперёк сердца».
Сколько уже разных функций колоколов находила я при чтении художественной литературы, а тут – новая, необычная. Колокол послужил местом, чтобы спрятаться, спастись. И хотя описанный эпизод – не задокументированная история, а воображение автора, всё равно веришь.
В Новоспасском монастыре я была не так уж давно, но книжка сподвигла на посещение его еще раз. На колокольне, которая так хороша, висят только маленькие колокола, место большого колокола пустует. Он должен появиться к 2014 году, когда закончится восстановление монастыря.
Здесь (http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8f5d6874-900c-4252-b924-1d699572fe58) можно посмотреть очень интересный сюжет о монастыре на канале ТВЦ, поэтому нет смысла его пересказывать.
Гуляя по монастырю, я увидела одну из уцелевших могильных плит. Не могла не сфотографировать, ибо была погребена под ней жена почетного гражданина Павла Ивановича Колокольникова.
Текст из книги «Девятный спас» взят с сайта royallib.ru
Спасибо, Лариса! Очень интересная зарисовка! Как часто колокола и колокольчики объединяют многое: и литература, и история, и архитектура,и прогулки по любимым местам!
«Тихо ты, чёрт! – шикнул Попов. – Раскачаем – загудит.» ) — явно, что автор этих строк не знает свойств больших колоколов (тем более в тех, в которых, по его словам, смогли подняться по языку и спрятаться два человека). Чтобы раскачать язык в таком колоколе (даже при Петре I, в 1717 году был приказ об отливке колокола весом в 1100 пудов) надо стоять твердо на ногах и прилагать немалые усилия, как правило, слагаемые из усилий нескольких человек!
Возможно, что автор строк, писатель Борис Акунин, и не знает свойств больших колоколов. Есть сайт http://www.fandorin.ru/main.html, где Акунин отвечает на вопросы читателей. В его защиту хочу только сказать, что он писал не исследование о колоколах, а роман, причем в жанре приключения. И свою задачу выполнил блестяще, читаешь, не отрываясь, с первой буквы заголовка до последней точки в самом конце.