Продолжение к «Трем девицам», Или раскрыто ли их авторство?

Глядя на фотографию колокольчиков Ани, я тут же узнала один, почти похожий на тот, что есть у меня. Вот он:

колокольчик

Не берусь утверждать свою правоту, возможно, колокольчики сделаны в Китае или «литейщиком из Челябинска», но вот сайт, зайдя на который вы увидите, что изготовляет их «Калежа», московская художественно-производственная мастерская. По крайней мере, крайние колокольчике фигурируют в их каталоге соответственно как «Девушка с сумочкой» и «Девушка с корзинкой».

Мой колокольчик там называется «Девушка с платочком», а куплен он был на блошином рынке. Подозреваю, что и он тоже сделан не в самой мастерской, а отлит каким-то умельцем. Но, по крайней мере, источник, как говорится, выявлен. Звон у «Девушки» да, не очень. Правда, в данном случае этот факт для меня абсолютно второстепенный. «Девушке» сигнальную функцию выполнять незачем, она сугубо для эстетического удовольствия предназначена.

«Девушку» я очень люблю. Пусть в Москве, пусть хоть в Челябинске или в Китае, но прекрасно выполнены все мельчайшие детали: каждый пальчик, глаза, нос, губы, колье на шее, волосы. Сама шея очень пропорциональна, потому что я видела другие копии этого колокольчика, где шея ну, что-то такое, близкое к жирафьей.

А на днях, перечитывая тургеневскую «Асю», я вдруг поймала себя на мысли, что где-то я Асю недавно видела. Да вот же она, на полке стоит! Моя «Девушка с платочком», конечно, это Ася. Вот описание ее внешности: «…черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика…», «…одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая…». Там дальше у Тургенева идет « и в перчатках». Но моя без перчаток, пусть. Не буду вдаваться в подробности характера Аси. Но, по-моему, колокольчик передает всё, надо только вглядеться: и ее порывистость, и подвижность («Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно…»), и ее робость и застенчивость («По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость…»), и то, что она не стопроцентная барыня («…она не походила на барышню»), и то, что она просто очень молода («…этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…»)

А вот такой изобразил Асю художник В.М.Зельдес . Хотя рисунок выполнен со спины, но, не правда ли, образ очень схож с «Девушкой»?

Ася

Фото обложки книги взято с сайта: 900igr.net
Цитаты из повести И. С. Тургенева «Ася» взяты с free-book.ru

4 комментария
Ирина Лапина | 11.08.2012

Лариса! Ваша Ася — красавица. Буду пытаться заполучить ее в свою коллекцию. Вот только у меня ощущение, что Ваша и Анины сделаны из другого металла. Мои какие-то черные и с жестяным звоном. Явно не бронза. Их еще продавец наждачной полоской натирал, чтобы светлые полосочки появились. Может, была пробная партия из другого сплава? Но на Арбате мне тогда точно говорили, что выполнены они в Челябинске.
И все-таки мне кажется, что я видела у кого-то подобные фарфоровые статуэтки.

Анна Баранова | 11.08.2012

Всех приветствую!
А похоже, Калежа нам ясности-то не добавила. Допустим, «Девушек» (по крайней мере трех, делают на этом предприятии, но у них в на сайте я увидела колокольчик, который в каталоге «Вель» значится как «Стрела Амура». И еще монаха с бутылкой и двойной колокольчик — частые гости на электронных аукционах. А «Мужик в зипуне» — это «Золотарь» от «Вель», а в коллекции Эрмитажа он фигурирует как «Мужик со штофом». В связи с чем могу предложить еще одну версию: большинство этих колокольчиков — копии бронзовых настольных колокольчиков XIX-XX веков. Эксплуатируется идея разными предприятиями, а прототип один, иначе что же одна фирма нарушает авторские права другой? Вряд ли. Я не обладаю информацией, но можно попробовать отыскать каталоги, где есть вероятность встретить эти колокольчики. Копию мужика то ли со штофом, то ли в зипуне я видела и керамическую — ярославская майолика. Опять же, могу ошибаться, но, кажется, оригинальный колокольчик приписывают Евгению Лансере. Поэтому сейчас, когда мы говорим об авторстве, давайте попробуем найти оригинал и установить автора именно оригинала. Есть еще идея: купить что-то непосредственно с сайта Калежи и попробовать хотя бы визуально сравнить металл с «Девушками». Бронзы, они тоже разные бывают, и сколько я не держала в руках художественных бронзовых колокольчиков, у разных производителей металл всегда отличался. Так мы сможем установить разные фирмы наших «Девушек» льют или одна, если только производители для разных партий не изменяют состав бронзы. Но это как-то странно и технологически не обоснованно, на мой взгляд. Параллельно логично проверить версию Ирины о статуэтках, такой случай тоже имеет место.

Ирина Лапина | 11.08.2012

Заманчивое расследование! Анна правильно определила — ищем оригинал. А заоодно, возможно, и сестрички к нашим колокольчикам попадутся.
Может, стоит определиться с платьями — когда носили подобные?

Еще такой момент. Наш сайт во многом пропагандирует и рекламирует изготовителей колокольчиков. Хотелось бы, чтобы мастера не молчали. Откликнулись.Наверняка нашли бы немало желающих приобрести их колокольчики.

Анна Баранова | 11.08.2012

Похоже, я нашла «сестричек». Красотулечки! Только как показать, не знаю, сохранила фото как картинку в MS Word.Давайте отправлю письмом, кому интересно. Если фото правильно передают фактуру материала, из которого они сделаны, то, похоже, это одна и та же контора. По крайней мере по плохенькой фотографии я смогла определить «родство» дамочки с веером и двух других из той троицы. С платьями — хорошая идея, если только они не стилизация. Да, и еще среди этих дам есть натуральная Екатерина II, цвет металла, стиль — все то же самое, может в этом направлении за что-то зацепимся. И еще можно скульпторов по бронзе просмотреть. Копируют в основном известные вещи, иначе смысла нет.