Колокольчики, колокола, колокольни и перезвон у Пушкина и Тургенева
Для меня слово, особенно которое с большой буквы, чаще нагляднее, чем иная картинка. Оно вызывает у меня больше фантазии, эмоций и любопытства. Поэтому можно я буду дудеть в свою дуду и обращусь опять к литературе?
Я тут перечитывала вечное. Пушкина, например. Начну со «Сказки о царе Салтане». В этом отрывке нет упоминания колоколов или звона:
«И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей».
А вот дальше:
«Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон…»
Блистательные иллюстрации сделаны художником В.М. Конашевичем. Они были последней работой в жизни мастера. Книжку со сказками Пушкина мы уже почти полвека храним дома. («Сказки А.С.Пушкина», изд-во «Детская литература», Москва, 1966.)
Теперь «Капитанская дочка». Там дважды упоминается колокольный звон, а есть еще другой эпизод: «Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…» «Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…» И вот какой Петруша Гринев увидел Белозерскую крепость: «…деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней…» «Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами». Любопытно, а как народ узнал этот колокольчик? Наверное, особый перезвон у него был.
А вот – поэтичнейший и лиричнейший Иван Сергеевич Тургенев, повесть «Первая любовь». 16-летний мальчик полон предчувствием, ожиданием первой любви: «Я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови…», «Я всё ждал, робел чего-то и всему дивился и весь был наготове…» А дальше, посмотрите, какое прекрасное сравнение: «…фантазия играла и носилась быстро вокруг одних и тех же представлений, как на заре стрижи вокруг колокольни».
И еще там же. Княгиня Засекина, сидя в гостиной, вмешивается в разговор и вдруг во всё горло кричит: «Дуняшка!» На что ее дочь замечает: «Maman, я вам подарила колокольчик». Княгиня, однако, продолжает вызывать служанку так же, голосом: «Дуняшка!» – повторила старуха». Тут интересны два момента. Княгине Засекиной нет и 50 лет, но по тем временам она считается старухой. Семья их бедная, княгиня необразованная, простых нравов, поэтому орет служанку даже при гостях, вместо того чтобы позвонить колокольчиком.
А вот воспитанный Санин в «Вешних водах» не просто звенит в колокол. Он «постоял и, дав колокольчику на дверях прозвенеть до конца, произнес, возвысив голос: «Никого здесь нет?» Через мгновение Санин увидит Джемму. Познакомившись с ней и ее матерью, Санин станет рассказывать им про Россию. И мы увидим, что представление тогдашних итальянских обывателей (конец 1860-х годов) о нашей стране не очень-то и отличается от нынешнего. На свой вопрос «Неужели же вы полагаете, что в России никогда не бывает лета?» Санин услышал, что Россия – это «вечный снег, все ходят в шубах и все военные, но гостеприимство чрезвычайное…» И тогда Санину «пришлось много рассказывать – о России вообще, о русском климате, о русском обществе, о русском мужике и особенно о казаках; о войне двенадцатого года, о Петре Великом, о Кремле, и о русских песнях, и о колоколах».
А вот Санин с хищницей Марией Николаевной прибыли в богатую гостиницу, «перед которой остановилась карета». Гостиница «уже прямо смахивала на дворец. Колокольчики немедленно зазвонили в ее недрах, поднялась суетня и беготня…»
И напоследок – из «Муму». Барыня приказала дворецкому избавиться от собачки. «Гаврило вышел. Проходя через гостиную, дворецкий для порядка переставил колокольчик с одного стола на другой, втихомолочку высморкал в зале свой утиный нос и вышел в переднюю». Переставлять колокольчик Гавриле не было никакой необходимости. Так, одним штрихом, Тургенев показывает, что Гаврило сильно озадачен.
Фото: Е. Карпенко
Цитаты из книг взяты с сайтов:
www.az.lib.ru
www.ilibrary.ru
Лариса,замечательная подборка цитат из произведений классиков. А относительно колокольчика на кибитке Пугачёва, то можно сделать предположение, что колокольчик народ узнал не по особому звучанию, а как собственно колокольчик. Ведь поддужные колокольчики появились на Руси в 70-е годы 18 века и, смею предположить, что на момент описываемых событий (1773-75г.г.)наличие колокольчика под дугой было ещё большой редкостью и, возможно в той местности, лишь на экипаже Пугачёва.