Белёвская барыня – игрушка или колокольчик?
Знакома ли Вам ситуация, когда в витрине понравившийся сувенир, оказывается вовсе не колокольчиком, а просто скульптурой, игрушкой?
В музее керамики г. Рамонь, Воронежская область
Со мной такое произошло в Туле, когда среди расписных сувенирных самоваров, самодельных пряников, фарфоровых куколок, глиняных тарелок выделялись своей высотой и грациозностью утонченные барышни в замысловатых шляпах. Сначала мне показалось, что это тульская городская игрушка, но рассмотрев барышню повнимательнее, поняла, что нет – никакая это не тульская, у этой выражение лица иное, а на шляпке птичка сидит, которая еще и роль свистульки выполняет, такого в тульской игрушке не увидишь.
Оказалось, что красавица в нарядном платье – Белёвская глиняная игрушка. Юбка у барышни вытянутая, колокольной формы, но найти среди этих игрушек дамочку-колокольчик невозможно. Я сомневалась, приобрести ли такую игрушку как сувенир или найти мастеров и попросить их сделать уникальную белёвскую игрушку-колокольчик.
Ю. Жиляев. Белёвская барыня
Коллекция О. Поповой
Что касается исторических сведений, то промысел белёвской глиняной игрушки – загадочный, т.к. малоизвестный и малоизученный. Но существуют записи, что лепили на территории города Белёва уже в XII-XIII вв. Эти места богаты хорошей глиной, из которой в Тульском крае изготавливали посуду, игрушки, а также обмазывали доменные печи. Более подробных фактов о развитии изделий из белевской глины нет. Известно, что в 1988 году началось возрождение белевской игрушки под руководством И.А. Иванова, вернувшегося в родной город из Москвы и продолжившим работу над художественными и стилистическими особенностями промысла. Но спустя шесть лет снова наступило забвение.
В 2005 году возрождением белёвского глиняного промысла занялся Ю.Н. Жиляев, изучивший историю игрушки, археологические находки, перенявший опыт у предыдущих мастеров. На данный момент он является главным автором, создателем разнообразных игрушек: и животных, и птиц, но визитной карточкой промысла и мастера является – Белёвская барышня. Она достаточно высокая, с длинной шеей, имеет изящные, точеные формы. Одета в нарядное длинное платье с воланами, декорированными белёвскими кружевами, на шляпе – свистящий петушок или птичка, а в руках она держит декоративный зонтик.
Ю. Жиляев. Белёвская барыня
Коллекция Ю. Чуриловой
Связавшись с мастером, меня постигло разочарование. Убедить его выполнить колокольчик в традициях белевской глиняной игрушки не получилось. Продолжительными были сомнения в моей голове насчет покупки Белёвской барышни. И не потому, что она не понравилась, наоборот, понравилась, но форма ее платья уж очень напоминала мне колокольчик. Я размышляла – купить ее как игрушку, могла бы служить украшением интерьера; самостоятельно сделать из барышни колокольчик или вовсе не брать? Остановилась на первом варианте. Теперь город Белёв в Тульской области ассоциируется у меня не только с вкусной пастилой и нежными кружевами, но и изысканной барышней.
Интересно, а у кого-нибудь были такие случаи? Как вы поступали? Если нравится изделие, по форме напоминающее колокольчик, вы его покупаете как сувенир, трансформируете его в колокольчик или отказываетесь от покупки?
Ситуация, конечно, знакома. Трансформацией в колокольчик не занималась, хотя очень хочется иногда:) Покупаю как сувенир, в надежде, что мастер когда-нибудь согласится сделать колокольчик. Давно мечтаю о колокольчиках в форме женских фигур — балхарском, абашевском, белевском, опошнянском, но язычки не приделываю, держусь:)
У меня живет один такой самодельный колокольчик. Коллега с Мальты привезла ангела из мдинского стекла, язычок сами из жемчужинки сделали.
Мнеять традиции считаю неправилно. Мастера по крупицам собирают информацию, чтобы возродить промысел, и любая самодеятельность навредит.Поищите у белорусов. Я видела на ярмарке куклу, у которой башмачки на веревочках и так ими можно постукивать.Подскажите, у зонтика палочка тоже из глины?