Марокканские зарисовки: завтрак в Танжере или как мы избавлялись от непрошенных гидов
В какой-то момент марокканская серия рассказов была близка к угасанию. Тематических колокольчиков из поездки нет, впечатления побледнели. Но знакомство с мастером-керамистом, способным из обычной глины сотворить чудо, все перевернуло. Воспоминания очень ярко вспыхнули в памяти, заиграли красками, и ожили в колокольчике.
…И вот уже экскурсия по Марокко позади, наша группа разъезжается. Трое отправились дальше на юг в Эссуэйру, Варзазат и Агадир, семеро возвращаются в Москву, мы остаемся в свободном плавании в Касабланке еще на два дня. Один из туристов ухватился за идею, которую я как-то высказала, но не подумала, что кто-то воспримет ее всерьез. А ведь можно же доехать до Танжера, пересесть там на паром до Испании и возвращаться домой уже через Европу. Но у нас тогда не было открытой шенгенской визы, и с идеей пришлось расстаться. Однако радует, что кому-то она все же пригодилась.
Другая не менее интересная мысль пришла почти сразу — а не съездить ли Танжер просто так, погулять, посмотреть. Ну и ладно, что далеко, время есть, успеть можно. Мохаммед (наш гид) воодушевился от этой затеи. Несмотря на то, что попортил нам нервы чрезмерной опекой, он славный парень и очень любит свою страну, невероятно рад был нашему желанию узнать о его Родине еще что-то сверх экскурсионной программы. Тут же рассказал, какой транспортной компанией нужно ехать, где находится автовокзал. Но мы же самостоятельные, сразу все переиграли и отправились на скоростном поезде.
Танжер называют воротами Африки. Именно поэтому очень хотелось увидеть своими глазами этот город, где смешались культуры, религии, языки, переплелись торговые пути. Представить только, город ведь очень древний — V век до нашей эры. Кого здесь только не было: карфагенские колонисты, римляне, византийцы, арабы, португальцы, англичане, французы совместно с испанцами. В первой половине XX века Танжер был международной зоной под управлением Франции, Испании, Великобритании, Италии, Португалии, Бельгии. Со второй половины XX века Танжер принадлежит Королевству Марокко.
Выходим из вокзала, ловим такси. Вернее, не так, таксист ловит нас, мы соглашаемся на его услуги. Времени мало, всего пять часов «на захват и разграбление города», выбирать не приходится. Высаживаемся на площади Гран Сокко (большой рынок, значит), оглядываемся по сторонам. Так, живописный скверик, мечеть с минаретом, улица с кафе (нам туда), стена медины с воротами (а потом туда). Сначала завтрак по-арабски. Уже так полюбившиеся мне лепешки, приготовленные на жаровне, другие лепешки – плотные, рифленые как вафля, мягкая брынза, оливки, мед. Конечно же, кофе. С ним получился казус.
Приходит официант, ставит на стол высокие стеклянные стаканы, уходит. Странно, мы сок, вроде бы, не заказывали. Официант возвращается с кофейником, наливает буквально на два пальца невероятно густой тягучий кофе, снова уходит. Пауза затягивается. Это как пить? Сейчас кофе просто размажется по стенкам стакана, и все. Издевательство какое-то. Но все в порядке. Официант доливает до краев горячее молоко, приносит сахар. Жизнь прекрасна!
Покидаем кафе, направляемся в медину. Немного страшно. Запугивания Мохаммеда все-таки сработали, сейчас-сейчас местное население начнет разрывать нас на мелкие кусочки. Заходим в ворота, движемся по улице. Марокканцам до нас и дела нет, и не смотрят в нашу сторону. Но это еще самое начало. Здесь не очень туристические улицы. Идет торговля, продают в основном фонарики, пульты от телевизоров, подержанные сотовые телефоны и мелкую бытовую технику. Танжерская медина, мне показалось, отличается от Феса и Марракеша. Там улицы уже и домики как коробушки лепятся друг к другу. Здесь такого нет. И улицы шире, и дома приличнее, с балкончиками, фонарями, декор незамысловатый присутствует.
Проходим мимо христианского храма, мимо лавок с кожанными изделиями. Мы на Пти Сокко (малый рынок). Пишут, не много ни мало, в прошлом это форум древнеримского города Тингиса. В XIX веке здесь был центр медины, и такая торговля кипела, что нынешним лавочникам и не снилось. Вот тут-то нами и заинтересовались, туристами. Стали активно зазывать, показывать, предлагать свой товар. Улыбаемся, благодарим, идем дальше. Нас принимают за поляков, кричат вслед: «Добра, добра цена!». Цена-то, может быть, и добра, но не нужен мне кожаный пуфик, ну потому, что он мне просто не нужен.
Попадаем к отелю Континенталь, одной из достопримечательностей Танжера. Красивое здание с андалузскими лоджиями, немного поветшало, но совсем чуть-чуть. На площадке, что рядом, сохранились пушки. Перед собой видим море, любуемся, ощущаем настойчивый интерес к себе.
Один из местных упорно набивается к нам в сопровождающие. Дима читал, что такое принято в Марокко, и подобных неофициальных гидов надо избегать, это опасно. Уходим с живописной площадки, «гид» следует за нами, кричит: «Касба! Касба!». Показывает руками в какую-то улочку. Касба – крепость, да, планы ее посетить есть, непременно, но только самим. Нет, я не против вознаградить хорошего человека за старания, однако в Марокко даешь денег за услугу, а тебе говорят «мало», да еще и вслед бранятся. Поэтому решили отрываться от «гида», и направились в противоположную сторону. Марокканец не то чтобы удивился нашему нестандартному поведению, его оно просто завело в тупик. «Касба?! Касба?!», — кричит он, показывает куда идти. Мы не обращаем внимания, топаем и топаем себе по очень симпатичной улочке. Потом сворачиваем в другую, затем в следующую. Как же они живописны, то забираются вверх, то спускаются вниз. Иногда они лесенки, иногда – небольшие террасы.
Все же, Танжер показался мне другим, чем все остальные города, где мы были. Он больше средиземноморский, а не арабский, хотя колорит есть. Попадаем на улицы, где идет активная торговля безделушками. Основные направления сувенирной индустрии мы уже изучили. Это кожаные изделия, среди них – тапки-бабуши, керамика (колокольчиков нет), желябы (рубахи с капюшонами или без), всевозможные латунные штучки, фонари разных форм и размеров, ножи и кинжалы, украшения под серебро с камнями под бирюзу, пряности и сладости.
А что все это значит? Мы вышли на улицы, по которым проходит большой поток туристов. А туристы куда идут? Смотреть касбу. Следовательно, и нам туда же. Со всех сторон торговцы настойчиво зазывают посетить их лавку, действительно, чуть ли не на кусочки разрывают, пытаются заговорить на разных языках, определить, из какой страны. Я предложила прикидываться глухонемыми жителями Гренландии, чтобы ни за что не догадались, откуда мы.
Идем, почти бежим. Уфф, прорвались, лавки закончились, началась местная детвора. Какой-то мальчонка пытается стать нашим гидом. Показывает рукой по направлению к улице, уходящей влево, говорит: «Касба! Касба!». Где-то я это уже видела и слышала. Уходим тем же способом, что и в прошлый раз, поворачиваем в другую сторону. Мальчишка недоумевает, бежит за нами, кричит: «Касба?! Касба?!». Ну, извини, дружок. В следующий раз. Мы сами как-нибудь решим, куда нам идти.
Отделались и от этого «гида». Одна улочка, другая, третья. А где мы, собственно? План города добыли еще на вокзале, время от времени с ним сверялись. Посещать Танжер изначально не собирались, поэтому не озаботились подробной картой в нашем КПК. Теперь стоим на какой-то «rue» с труднопроизносимым названием, а она до того маленькая, что ее на карте нет. Мои поздравления! Мы заблудились. Вариантов выхода из положения два. Первый, гениальный – вернуться на базарные улицы и начать все сначала. Но это означает, что опять придется пройти сквозь добрую местную детвору. Как-то не хочется. Второй, еще более гениальный – а пойдем куда-нибудь, выйдем как-нибудь. Выбор очевиден – вариант два.
Примерно все же мы представляем, куда идти. Касба же на высоком берегу, над морем. Значит, и нам нужно подниматься вверх. Сказано – сделано. Добродились до того, что неожиданно вышли за стену медины. Нет, паники не было. Так интересно все вокруг, но уже надоело блуждание между домов, хочется иметь какое-то смысловое завершение этого процесса. Улица, довольно широкая, с названием «rue Kasbah» большими пологими ступенями уводит нас в нужном направлении, следуем по ней.
Справа я вижу куски крепостных стен, встроенные в дома. Кажется, мы на верном пути. Через несколько минут мы вознаграждены и входим в ворота Касбы, которые так и называются Porte de la Kasbah. Ну наконец-то! Здесь наша цель центральная площадь с султанским дворцом Дар эль-Мазхен, куда мы идем по довольно широким и чистым улицам. Дома побелены, здесь они не просто коробки, а даже имеют какой-то незамысловатый декор.
В какой-то момент выбираемся за стену, и с высоты нам открывается вид на Гибралтарский пролив. Далеко, в дымке, но все же он виден – испанский берег, мы машем ему рукой. Возвращаемся обратно. Посмотрев дворец, решаем покидать Касбу через другие ворота Баб эль-Асса, все обычно через них заходят, но у нас-то все наоборот. Недалеко от ворот встречаем фонтан, украшенный мозаикой и лепниной. Красивый, но немного обветшалый.
Теперь спускаемся вниз. Это проще. Нам нужно зайти в сувенирную лавку, купить друзьям в подарок таджин, чтобы можно было готовить в нем пищу. Глава семейства очень любит покушать, а супруга его – отменный повар. Заходим в приглянувшийся нам магазинчик, и, о чудо, здесь твердые цены, вполне демократичные, торговаться не надо. Пользуясь случаем, выбираем таджин, наперсток в подарок, а себе небольшой чайничек на память о поездке.
Чуть позже, погуляв по улицам вокруг медины, сидим в том самом скверике на Гран Сокко, на лавочке, едим мандарины, смотрим на синие вьюны, вольготно расположившиеся на изгороди. Хорошо!
Но надо идти, поезд ждать не станет. В попытках поймать такси ушли далеко в сторону вокзала, по пути посмотрели и современный Танжер, он тоже красивый.
Наконец-то свободная машина. Водитель ни слова по-английски, тычу пальцем в карту, где значок с поездом. «La gare», — понимающе говорит таксист. «Yes», — отвечаю я. Договорились за один евро, долго пытались понять, где рояль – цена проезда явно не туристическая. Однако нет, доехали без проблем.
Вечереет, смотрю в окно. Поезд едет вдоль Средиземного моря. Я не отрываюсь от окна, просто не в силах. Такого фантастического заката я в своей жизни еще ни разу не видела. Красное солнце расцвечивает полосатое от облаков небо огненными сполохами. Извилистая береговая линия четкая, резко очерченная. А морская гладь сверкает красной фольгой. Открываю рот, закрываю. Надо взять в руки фотоаппарат и жать на кнопку пока пальцы не занемеют. Наконец, я это понимаю, делаю несколько снимков. Марокко славится своими закатами. Именно они были основной причиной поездки. За то время, что мы были здесь, много диковинок повидали, а закат впервые. Фото, сделанные сквозь пыльное окно быстро едущего поезда – это ни о чем, они не отражают того, что видели мои глаза, но все же хотя бы бледную копию этого необыкновенного чуда я с собой увезла.
Танжерский колокольчик сделан на заказ Светланой Хрусталевой. Увидев керамику Светланы на Ярмарке Мастеров (livemaster.ru), я подумала, как хорошо бы смотрелись колокольчики в исполнении этого мастера. А ознакомившись с работами, представленными на Форуме коллекционеров колокольчиков (forumbells.ru), во мнении я укрепилась. Вот, что получилось в результате совместной работы со Светланой, не просто талантливым мастером, но и удивительно душевным, доброжелательным и открытым для общения человеком. Фото колокольчика предоставлены Светланой Хрусталевой.
Аня, очень яркий рассказ! Чувствуется атмосфера, да так, что захотелось в Марокко! Колокольчик великолепен!