Марокканские зарисовки: на берегах Бу-Регрега или как река впадает в океан
После шумной и суетливой Касабланки Рабат показался оазисом тишины и спокойствия. Здесь почти в четыре раза меньше людей, во второй половине дня, когда мы приехали в этот город, оказалось совсем немного машин. Да и по размерам Рабат уступает Касабланке, здесь даже нет собственного действующего порта. И, тем не менее, это столица страны.
Королевский дворец Дар-эль-Мазхен. Вот в чем прелесть путешествия в составе организованной группы, так это то, что можно пройти в те достопримечательности, куда обычных туристов «с улицы» не пускают (но не более того). Таков и дворец. Автобус миновал ворота, богато украшенные с внешней стороны мозаикой, и еще долго ехал вдоль парка. Король был дома в тот день, поэтому близко к дворцу подходить запрещено. Смотрим, фотографируем издалека.
Признаться, Дар-эль-Мазхен не произвел на меня большого впечатления. Он построен во второй половине XIX века, потом что-то дополняли, изменяли. Теперь королевская резиденция выглядит, как нагромождение больших и маленьких зданий, плотно придвинутых друг к другу. Плюс к этому отделка современными материалами, что видно даже на расстоянии, и скрадывает впечатление исторического места. Но это на мой вкус. Парк вокруг весьма хорош. Посмотрели мы также и дворцовую мечеть.
На выезде из резиденции вся группа настояла на остановке для фотографирования ворот. Мохаммед оказался врединой (впрочем, как обычно), дал возможность сделать фото только внутренней стороны, а она менее красива.
Выезжаем с дворцовой территории и видим перед собой Шелла – некрополь Меринидов, династии правившей в стране с 1244 по 1465. Шелла окружен крепостными стенами с мощными воротами. Там же, за стенами – остатки древнеримского города Сала Колония. О том, чтобы пойти посмотреть, не может быть и речи, не входит в программу. Только и добиваемся, что нам останавливают автобус сделать пару кадров. Стены с воротами и башнями выглядят как из исторического фильма, просто потрясающе.
Следующий достопримечательный объект – мавзолей Мохаммеда V (дедушка правящего короля) и башня Хасана. Вот здесь туристов очень много, так как место знаковое. Отделка мавзолея роскошна, как с внутренней стороны, так и с внешней. Резьба по дереву, мрамору, алебастру. Традиционные арабские надломленные арки образуют ритмичный ряд. Вход украшен медными канделябрами. Внутренние дворики выложены плиткой, украшены резными воротами, фонтанами. Мозаичный декор в бежево-голубоватой гамме замысловат, можно стоять и рассматривать, рассматривать.
Рядом с мавзолеем находится башня Хасана. Это недостроенный минарет недостроенной мечети, заложенной при Якубе аль Мансуре, третьем эмире из династии Альмохадов (династия правила страной в XII – XIII веках после Альморавидов и перед Меринидами). Мечеть предполагалась грандиозных размеров, она должна была стать самой большой в арабском мире. Башня Хасана сейчас имеет высоту 44 метра, а ведь она еще и не завершена. После смерти Якуба аль Мансура возведение комплекса приостановилось, а землетрясение и вовсе прекратило стройку, более того произвело большие разрушения. Сейчас ровные ряды колонн разной высоты, которые должны были подпирать своды молельного зала, смотрятся феерически. Можно фотографировать с разных точек, неважно каких, и будет красиво.
Ну и напоследок мы едем смотреть касбу Удайя, которая находится в медине на скале в устье реки Бу Регрег. Солнце начинает потихоньку садиться в океан, мы идем вдоль реки. Впереди медина и касба, справа, на другом берегу – Сале, город-спутник Рабата.
Входим в крепость и попадаем в Андалузский сад, маленький островок зелени и цветов среди камня.
Затем через кафе «Maure» с видом на океан выходим на узкие улицы. Если встать посередине и раскинуть руки, то ладонями можно коснуться стен домов.
Это самая чистая медина, которую мне довелось видеть в Марокко. Стены до половины высоты выкрашены в небесно-голубой цвет, а сверху побелены. Двери обрамлены порталами. На одном из домов я заметила дату 1379. Неужели правда? XIV век! Когда кто-то говорит дату, она не откладывается в голове, она нечто абстрактное. А вот когда видишь ее выбитую над дверью дома, вполне реальное, физическое проявление старины воспринимается тогда очень остро.
Выходим на сторожевую площадку одной из башен. Перед нами океан, и воды Бу Регрега вливаются в него. Царство воды. К горизонту устремляются каменные пирсы. Возникает ощущение полета и захватывает дух. Каменные лестницы ведут на нижнюю площадку, с нее можно увидеть, как волны бьются о скалу.
Жаль, что нельзя остаться здесь немного больше, начинает темнеть. Сначала это незаметно, но еще буквально час и наступит ночь, сумерек здесь нет. На выходе из крепости фотографирую стены, ряды пальм вдоль них, ворота Удайя. Как же мне нравится эта резьба по камню, напоминающая каллиграфическую вязь! С высокой точки хорошо видна медина, но она уже постепенно погружается в дымку. Едем в гостиницу.
Вечером гуляем по проспекту Мохаммеда V, любуемся пальмовыми аллеями, осматриваем более современные здания, построенные при французском протекторате, почтамт, например. Зажигаются фонари, еще немного и будет совсем темно, так и происходит. Второй день в Марокко подошел к концу.
Мастеру удалось на колокольчике передать всю архитектурную красоту этой жаркой страны.Интересная идея и прекрасное исполнение. Поздравляю Анну с пополнением коллекции.
У королевского дворца и правда такой вид, как будто некоторые помещения пристраивались уже после реализации проекта – стихийно, по мере необходимости. А вот резьба по камню впечатляет! Еще очень понравилась узкая бело-голубая улица, здесь должно быть прохладно.
Ну и конечно же колокольчик великолепен!
Я очень счастлива. В моей коллекции теперь великолепный и неповторимый колокольчик работы Светланы Хрусталевой! Слов нет, чтобы выразить всю мою признательность и благодарность Анне и Дмитрию Барановым за столь роскошный подарок!
И хотя колокольчик привезен не из Марокко, но я буду считать, что у меня появилась еще одна страна. Ведь не будь этого уникального путешествия наших уважаемых авторов Галереи, не было бы и колокольчика. Верно?!