Марокканские зарисовки: Волюбилис
Волюбилис – осколок Римской Империи на землях Магриба. Подумать только, куда «за солнцем следом» смогли дошагать неутомимые легионеры! Римляне пришли не на пустое место, еще в III веке до нашей эры здесь жили карфагеняне. Уже во II веке до нашей эры известно о римском вассальном государстве — Мавретанское царство, центром которого и был Волюбилис, а правил Юба II. В середине I века нашей эры был убит царь Птолемей, и царство вошло в состав Римской Империи в качестве провинции Мавретания Тингиана.
Иллюзий по поводу Волюбилиса у меня особых не было. Я уже видела многочисленные развалины и поняла, что фундаменты домов везде одинаковые. Будь они греческие, будь они римские, неважно, на берегу, какого моря находятся. Несмотря на это тянет в такие места, сердце наполняется «…аттической музыкой», и «…какая-то заря начинает тогда мерцать мне во мраке…».
Волюбилис приятно удивил. Развалины здесь выглядят как развалины, старые камни – как старые камни. Безусловно, реставрация была, я в этом не сомневаюсь, но создается впечатление, что именно в таком виде все постройки и были найдены археологами. Либо достраивали из аутентичного материала, либо очень виртуозно состарили современный камень.
По тропинке вдоль полян календулы мы идем в город. Мохаммед (наш гид) сетует, какая зима ужасная в этом году. Над нами высокое синее небо, температура уже перевалила за двадцать выше нуля по Цельсию, январь на календаре. Действительно, есть чему возмутиться.
Итак, перед нами аристократический район города. Ремесленные кварталы тоже имеются, но они еще не раскопаны, и многое предстоит исследовать. Аристократизм чувствуется по большой концентрации именных домов: дом пса, дом эфеба, дом атлета, дом Диониса и четырех времен года, дом Орфея, дом Венеры, дом подвигов Геракла. Ага! Значит, экскурсовод в Анапе была не права, говоря, что не встречали изображения всех подвигов Геракла вместе. Первые два дома названы по статуям, найденным в них, остальные по чудесным мозаикам.
Замечательную круглую напольную мозаику мы смотрим в доме Орфея. Вилла принадлежала богатому патрицию, и имеется надпись с названием дома. Впервые о таком слышу. Интересный факт.
Мы на форуме Волюбилиса. Раньше здесь находились статуи, но римляне все вывезли, остались только постаменты с надписями. Неплохая практика для изучающих латынь. Базилика – самая большая развалина, место, где проходила общественная жизнь города, заседал сенат, вершился суд. Ну и патриции приходили, так, пообщаться.
Капитолий, этот главный храм посвящен Юпитеру. На одной из так горячо любимых мной колонн аисты свили гнездо. Никакого уважения к верховному божеству римского пантеона. Рядом с форумом располагался и рынок.
Мохаммед обращает наше внимание на листву, растущую кустиками наподобие лопухов. Она тут везде под фундаментами. Называется «голова кобры». Если присмотреться, то можно понять, что эти листья были взяты за прототип растительного орнамента, украшающего местные колонны.
В какой-то момент к нам примкнул в качестве гида один из местных, Мохаммед передал ему управление экскурсией. Смотрим термы, восстановленные прессы для получения оливкового масла, прачечную, туалет. Занятно, а почему так внимание акцентируется на месте общего пользования? Древние римляне это делали как-то по-особенному? Я помню, в Помпеях примерно подобный ажиотаж наблюдался.
Недалеко от рынка еще один богатый дом и мозаика в нем. Ну что могу сказать…. Смешная карикатура. Изображен десультор. Это наездник такой. В разгар скачки он должен был спрыгнуть с коня, а потом запрыгнуть обратно. Так вот, человек, исполняющий столь опасный трюк, сидит задом наперед на осле. Позабавились древнеримские Кукрыниксы.
Еще один дом. Вроде, ничего примечательного. Ага, понятно, судя по о-о-о-чень большому и настолько же неприличному указателю, тут располагался местный веселый дом. Ну, гиды везде одинаковы! Почему-то считают, что подобные вещи интересуют туристов больше всего. Хотя, кто знает древних римлян, может они, действительно, отличались от всех других людей. Причем, как от своих современников, так и от нынешних поколений.
Мне, например, мозаики больше нравятся. Они в Волюбилисе просто потрясающие, и много. Печалит только то, что, расположены мозаики прямо под открытым небом, в своих домах, незащищены ничем, только веревочками огорожены, да и то не везде. Они же портятся от солнца, ветра, воды, пыли. Жаль будет потерять такую красоту.
Доходим до триумфальной арки Каракаллы. На ней изображения императора и его матери Юлии Домны. Но, если портрет Юлии еще сохранился, то самого Каракаллу уже кто-то куда-то позаимствовал.
От триумфальной арки через весь город до Танжерских ворот тянется Декуманус Максимус – главная улица города, на ней располагались фешенебельные магазины с древнеримскими гучами и версачами. А подъезжали сюда, как минимум на шестисотом осле. Нам показали, у одного из бутиков сохранился камень с дырой для привязывания транспортного средства. Ослопарковка.
На Декуманусе были не только лавки, но и патриции жить изволили. Зашли мы в один богатый дом. Тут не мозаика, а колонны и бассейн. Роскошное место для отдыха. Красота! Вот жил в этом доме какой-нибудь Гай Валерий Прим, хотя, может быть, и Секунд. Выходил поутру из кубикула, отправлял раба на мацеллум за продуктами к обеду. Откушивал в триклинии, вызывал бельнеаторов для принятия оздоровительных водных процедур. Надевал тогу, сандалии, шел в базилику на встречу с другом своим Марком Помпилием, обсудить политическую ситуацию в провинции. И даже не подозревал, что спустя века в его атриуме будут топтаться своими кроссовками туристы из разных стран.
Дом Диониса и четырех времен года, кстати, тоже на Декуманусе. Просто чудо эти мозаики! Я стараюсь фотографировать как можно подробнее. Не скажу, что у меня получается. Можно брать абсолютно любой ракурс. Солнце светит вертикально, не видно ничего. По-хорошему завидую тем, кто не боится путешествовать самостоятельно. Как хочешь, так свое время и планируй. И золотой час весь твой, и все бонусы, с ним связанные.
Сам по себе Декуманус Максимус мне очень понравился, он выделен рядами колонн. Очень красиво. Колонны, видимо, были соединены арками. Наверняка, восстановленный, но показан кусочек этого строения.
Вплотную к Танжерским воротам мы не подошли, свернули в сторону выхода, и попали на одну из параллельных улиц. На ней фрагментарно сохранился акведук. Сейчас без подсказки трудно догадаться, что это именно он.
Напоследок нам показали еще один именной дом. На десерт оставили, поскольку, дом Венеры, пожалуй, самое интересное место в Волюбилисе. Хотя бы своей мозаикой. На ней изображена купающаяся Диана и нимфы. Что меня поразило в мозаиках Волюбилиса, это объем. Цветные плиточки выложены и цвета подобраны так, что фигуры не кажутся плоскими. Это особенно видно на мозаике, изображающей Диану. Вообще, пишут, что в доме Венеры нашли самое большое количество интересных предметов. Все они сейчас в археологическом музее Рабата. И-эх, не королевский дворец надо было ехать в Рабате смотреть, а музей.
Так вот улица за улицей, развалина за развалиной дошли мы до выхода, экскурсия наша подошла к концу, пора отправляться в Мекнес.
Кажется, если дотронуться до колокольчика, то можно перенестись во времени, в Волюбилис, когда в нем кипела жизнь!:) Он великолепен!
Я никогда не была в Волюбилисе, и никогда туда не приеду. И, вообще, это название мне ничего не говорило.
Анна и Дмитрий – фантастические путешественники. Это не обычные туристы. Да, им не чужды центральные площади, узкие улочки средневековых городков,соборы, музеи, сувенирные лавки, булочки и горячий чай в кафе, стаканчик вина за ужином в ресторане. Но чаще в своих странствованиях они уходят с проторенных туристических маршрутов и забираются в такие уголки!
Но не это еще самое главное.
Дальше начинается многоходовая комбинация. Собственно, она начинается, когда путешествие еще только планируется – но сие скрыто от наших глаз.
И вот ребята на месте. И куда только не несут их неутомимые ноги. Другой сел бы на камень. Так, здесь все ясно. Парочку фото на память: «Анна у колонны», «Анна среди колонн». Но Дмитрию интересно другое – он не оставит без внимания ни придорожный камешек, ни былинку-травинку… Общий план, дальний план, ближе, крупнее, а еще эту колонну, вот этот барельеф, а еще воздух, небо…Пока Анна не успокоится, не обойдет, не обежит все тропки-дорожки и не присядет наконец, на ступени этой чертовой лестницы. Наконец-то! Кадр: «Анна устала, Анна все обежала и Анна сидит на лестнице». Вот только мы его на сей раз не увидели.
А дальше – еще интереснее. Вы не замечали, как неторопливо, обстоятельно и проникновенно ведет вас Анна по той дороге, что прошла сама. Ее рассказы – это своего рода транс, особое состояние души. И если тебе удастся им проникнуться – а потому читай, не торопись, — то тебе выпадет счастливая карта. Ты побываешь там, ты погрузишься во все это и вместе с Анной переживешь незабываемые страницы истории. Я это знаю, я счастлива, что испытывала это. Анну нужно читать медленно, с удовольствием.
Но и это еще не конец нашего путешествия. Ну скажите, пожалуйста, где в таких местах, подобных Волюбилису, вас будет ждать тот самый долгожданный сувенир, желательно оригинальный, не какая там китайская надпечатка…
И вот тут Анна перевоплощается и подключает еще один свой дар. Она сама творит, а вместе с ней творит мастер. И вместе, сообща, они сотворили чудо – имя которому – колокольчик Волюбилис. Единственный, неповторимый. И даже если мастер сделает еще несколько, все равно этот, колокольчик Анны будет самым уникальным – этот колокольчик – первопроходец!!! А это не слабо!
Анна, выдалась свободная минутка и я вновь погрузилась в Волюбилис. Само слово какое! Это место нельзя не полюбить. С каким удовольствием я рассматриваю мозаики. Хочется забросить все дела и читать,читать о мозаиках. Да, Вы правы, такое чудо — и под открытым небом, под палящими лучами солнца!?