Кяманча

«А это наш национальный музыкальный инструмент, видели наверняка», — сказал мастер на ереванском вернисаже, поворачивая бронзовый колокольчик в виде усатого мужчины. Именно потому, что нам ни разу не встретился за все время пребывания в Ереване ни один музыкальный инструмент, колокольчик меня и заинтересовал.

Кяманча

Вернувшись домой, я стала изучать, что есть в Инете на эту тему. Поиск долгим не был. Инструмент, который усатый бронзовый мужчина держит в руках, очень распространен. Это кяманча, разновидность скрипки. Известна кяманча не только в Армении, но и в Дагестане, Греции, Грузии, Иране, Турции, а в Азербайджане она вообще одна из очень важных составляющих мугама – не просто музыки, целой традиции.

Многочисленные статьи о кяманче называют временем ее расцвета середину XIX века, однако крайне мало удалось найти сведений об истории этого музыкального инструмента. Есть информация, что инструмент возник еще до нашей эры и первоначально изготавливался из тыквы. Я читала даже статью, где вскользь упоминается о том, что кяманча является одним из прародителей скрипки. Факты, конечно, интересные, но насколько реальные? Известно об изображении кяманчи IX или X века, найденного при раскопках Двина – средневековой столицы Армении.А в XII веке Низами описывает этот инструмент в поэме «Хосров и Ширин».

Струн может быть три или четыре. Известны инструменты и с большим их количеством, в Азербайджане, например, есть кяманча с пятью струнами.Играют на кяманче не как на скрипке, а поставив на колени вертикально. Считается, что инструмент хорош как в составе ансамбля, так и для сольного исполнения (см. фото).

Саят Нова (Арутюн Саядян) — один из величайших армянских поэтов-ашугов XVIII века играл на кяманче, он никогда не расставался с инструментом, подаренным отцом. На многих портретах Саят Нова изображен со своей кяманчей. В 1759 году было написано стихотворение «Кяманча», переведенное впоследствии В. Брюсовым.

Из всех людьми хвалённых лир полней звучишь ты, кяманча!
Кто низок, не иди на пир: пред ним молчишь ты, кяманча!
Но к высшему стремись: весь мир, всех покоришь ты, кяманча!
Тебя не уступлю я: мне принадлежишь ты, кяманча!

Ушко — серебряное будь, сверкай на голове — алмаз;
Рука — слоновой кости будь, на чреве — перламутр, что глаз;
Струна — из злата свита будь, резьбой пленяй, железо, нас;
Ты — бриллиант и лал! И суд — всех посрамишь ты, кяманча.

Смычок быть должен золочен, чтоб пышно он блистал, звеня;
Певучий волос — быть сплетен из косм крылатого коня.
Тем, как бальзам, даришь ты сон, тех ты бодришь всю ночь, до дня.
Ты — золотой сосуд с вином, и всех пьянишь ты, кяманча.

В ашуге две души с тобой: ему и чай и кофе есть;
Когда он утомлен игрой, на полке ты находишь честь,
Когда ж поет — вновь пир горой, ты — празднеств и гуляний весть!
Собрав красавиц вкруг себя, их всех манишь ты, кяманча!

Ты всем даешь веселый вид, с тобой опять здоров больной;
Чуть сладкий зов твой зазвучит, блажен, кто говорит с тобой.
Проси, да скажут: «Бог продлит дни нас пленявшего игрой!»
Доколе жив Саят-Нова, что не узришь ты, кяманча!

Известно, что отец армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна Илья Вартанович искусно пел под аккомпанемент кяманчи и других инструментов, чем привил своему сыну любовь к музыке.

Кяманча

Самое интересное, что посмотреть на настоящую кяманчу я смогла далеко за пределами Армении – в Хиве (Узбекистан), в музее музыкальных инструментов, расположенном на территории крепости Ичан-Кала. Там же удалось узнать, каково звучание инструмента, правда, в записи. А вот живую игру на кяманче я услышала в Бухаре. Там, в одном из сохранившихся торговых куполов, мы проходили мимо лотка с музыкальными инструментами. Сувенирных псевдо-инструментов в Узбекистане продается для туристов много, а здесь, на этом лотке, были именно настоящие. Продавец – сам музыкант, причем, неплохой музыкант, играл на кяманче. Мы остановились и слушали ее нежный голос.

Кяманча

А в заключение даю ссылку на историю, которая трогает до глубины души, и очень хочется поделиться со всеми участниками и гостями Колокольной галереи. Называется «Старая, но очень красивая Бакинская история… а может и легенда».

Источники:
http://www.khachkar.ru/encyclopedia/?id=187
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-50589/
http://skripki.matrasi1.ru/?article=7317
http://hay-dat.narod.ru/sayat_nova.html
http://musplanet.narod.ru/Armenian_music3.htm
http://allforchildren.ru/music/composer21.php

2 комментария
Ирина Лапина | 03.12.2013

За что люблю «Галерею» — за непрерывную «смену декораций». Позавчера еще мы все месте наслаждались красотой итальянских колокольчиков в Лаччано, вчера еще плясали вместе с детишками в Монреале, а сегодня я достала томик стихов Низами Гянджеви, и с каким наслаждением погружусь в мир Лейли и Меджнуна. Я так тронута счастливым концом бакинской легенды. Спасибо, Анна.

Джованни | 13.09.2015

На фотографии изображен гиджак,
среднеазиатский (таджикский, узбекский) музыкальный инструмент. Это не каманча, хотя очень похож. Принцып игры одинаковый.