Карильоны в Мафре
Король Жуан V испытывал особую страсть к колоколам. Он решил заказать у бельгийских мастеров два карильона на две башни дворца-монастыря в Мафре – северную и южную, каждый из которых должен был состоять из 51 колокола. Говорят, когда посол назвал астрономическую цену одного карильона, король ответил: «Ну, если это так дешево, то я хочу два!».
Оба карильона должны были звонить на освящении базилики 22 октября 1730 года, однако, не смотря на интенсивную круглосуточную работу, к празднику удалось подготовить, да и то на временной основе, только северные колокола, потому что остальные не прибыли в срок из-за проблем с транспортировкой. Они, как статуи и другие материалы для дворцовых работ, были выгружены в Tojal, затем были доставлены в Мафру на телегах, запряженных быками. Процессия сопровождалась четырьмя сотнями солдат, которые помогали колоколам не соскальзывать на склонах во время пути. «В Фаньоэнсе кортеж остановился, ибо местные жители захотели узнать поименно, что за святые лежат в повозках, ведь не каждый день доводится им принимать подобных посетителей, пусть мимолетных, но отличающихся этаким величием, как духовным, так и телесным, одно дело примелькавшиеся обозы со всем, что требуется для постройки монастыря, другое дело тот обоз, что проехал здесь несколько недель назад, бесконечное множество колоколов, больше сотни, им предстоит вызванивать на башнях Мафры вековечную память о сих событиях…», — описывает перевозку колоколов Жозе Сарамаго в романе «Воспоминания о монастыре».
Карильон северной башни изготовлен в Льеже (Бельгия) в 1730 году, мастер Николаc Леваче (Nicholas Levache). Почти на всех колоколах есть надпись: «NICOLAUS LEVACHE LEODIENSIS ME FECIT ANNO DOMINI MDCCXXX».
Карильон южной башни состоит в основном из колоколов, изготовленных в Антверпене (Бельгия) в 1730 году, мастер Уильям Витлок (William Withlockx). На многих из них есть надпись: «GUILHELMUS WITHLOCKX ME FECIT ANTUERPIA ANNO DOMINI MDCCXXX».
Первоначально каждый карильон состоял из пятидесяти одного колокола: сорок восемь располагались на втором этаже верхней части каждой башни и три колокола — в самой верхней ее части. Оба карильона имели как автоматическую систему управления, связанную с часовыми механизмами, так и ручную. Автоматическое звучание достигалось с помощью огромных вращающихся цилиндров, снабженных стальными штифтами, задающими определенные мелодии. В каждой башне было по два цилиндра. В ручном режиме звук извлекался музыканатом-карильонистом при помощи клавиатуры, связанной с колоколами.
В те давние времена автоматические мелодии на карильоне исполнялись каждый час и каждые 15 минут от восхода до заката. В 18 веке и в начале 19 века это были менуэты и кантилены, в 20 веке — вальсы и др. Исполнение карильонных произведений муызыкантами-карильонистами проходило по особым случаям, например, в праздничные дни или в честь прибытия королевских особ. В первой половине 19 века в честь прибытия королевского высочества звучали оба карильона целый день — до 8 часов вечера зимой и до 9 — летом.
По состоянию на 1989 год южный карильон состоял из 53 колоколов. 41 отлиты Уильямом Витлоком, 10 - компанией Royal Eijsbouts, 2 - Николаcом Леваче. Общий вес — около 46 т. Самый тяжелый колокол весит 9640 кг, самый легкий - 8 кг.
Фото из книги «Os Carrilhoes de Mafra»
Первым карильонистом Мафры был Грегорио ле Рой из Льежа (Бельгия). Он был назначен Жуаном V в 1730 году и проработал до 1770 года. Затем его сменил сын Хосе Педро ле Рой, который работал в первой четверти 19 века с первым португальским карильонистом Joaquim Gabriel dos Santos Andrade.
Сейчас карильон северной башни состоит из 45 колоколов. Многие годы он находился в нерабочем состоянии и разрушался. Нет ни кабины карильониста, ни ручной клавиатуры, ни многих других важных деталей.
Первая реставрация карильона южной башни состоялась в период с 1928 по 1929 год. Сейчас карильон южной башни состоит из 53 колоколов.
К сожалению, во время нашей поездки в Мафру подняться на башни не было возможности. Зато мы приобрели великолепную книгу «Os Carrilhoes de Mafra», 1989 г. Правда, прежде чем приехать в Москву, изрядно потрепанная, она совершила двухмесячное путешествие вместе с багажом по маршруту Лиссабон — Париж — Пекин — Париж — Москва!:)
На фото — обложка книги «Os Carrilhoes de Mafra»
В начале 1980 годов была проведена экспертная оценка состояния колоколов карильонов в Мафре, а также определен лучший способ их восстановления. Для этого были приглашены крупнейшие специалисты, такие как профессор Йо Хаазен (Бельгия) и Андре Лер (литейня «Royal Eijsbouts», Нидерланды). После детального изучения состояния всех колоколов Мафры, было рекомендовано завершить восстановление карильона южной башни.
Восстанавливались не только колокола, но и массивные сооружения колокольни, поддерживающие 53 колокола — примерно 46 тонн. Маленькие колокола (31 шт.) карильона Witiockx были доставлены в Астен (Royal Eijsbouts) для ремонта и настройки.
10 декабря 1986 года после тестирования южного карильона карильонистом Мафры Франсиско Хосе Алвесом Гато (Francisco Jose Alves Gato), проект по восстановлнию ручной системы карильона южной башни был признан успешно завершенным. В честь этого события 20 апреля 1987 года состоялась официальная церемония и торжественный концерт.
Национальный дворец Мафра
«Os Carrilhoes de Mafra», AAVV, Instituto Portugues do Patrimonio Cultural, 1989
Ольга, спасибо за возможность насладиться звучанием, игрой колоколов. Потрясающая история, редкие факты. А книга — настоящая путешественница, хорошо, что она все таки вернулась домой к своей хозяйке.
А ведь образом и моделью для колокольчика-приза в состязаниях по бегу послужил большой колокол из карильона. На первом фото это особенно хорошо видно.
Юля, к сожалению, карильон живьем мы не слышали, только вот ролик с YouTube.
Аня, да, согласна. Вот бы такой колокольчик в коллекцию!:))
Очень хочется побывать в таком дивном месте. Никогда и не знала об этом дворце.
Ирина, место действительно дивное! Очень много грандиозных замков и дворцов, за одну поездку не охватить.
Планирую поездку в Португалию на 5 дней. Никогда там не была. Как лучше спланировать маршрут? Куда отправиться в первую очередь?
Вопрос не простой. 5 дней — очень мало. Думаю, что сначала надо ранжировать интересы, а потом уже составлять план. Немного про поиски керамики и колокольчиков я рассказывала здесь.