В гостях у «Деда Филимона» или как «галерейщики» в Одоеве «фестивалили». Часть вторая – музейно-купальная
Музей филимоновской игрушки – небольшой двухэтажный домик. Идти к нему нужно было по зеленым улочкам с небольшими домиками. Все чисто, вокруг дороги трава выкошена.
У музея – толпа туристов, тут же предлагают блины и чай из самовара.
В самом музее в нескольких комнатах на втором этаже рассказывается вся история филимоновской игрушки. «Игрушечные» экспонаты и стенды разбавлены старинной утварью.
В отдельной комнатке представлена все многообразие народной глиняной и керамической игрушки: гжельская, чернышевская, петровская, узбекская, богородицая, белевская, яснополянская и т.д.
Мне, как любителю рукоделия, понравились в музее вязаные и бумажные фигурки, стилизованные под филимоновскую игрушку.
Первый этаж музея пока находится в стадии ремонта. Там находится помещение для мастер-классов, сувенирная лавка и какое-то помещение с русской печью. Может в будущем там будет кафе.
Во дворике музея колоритный мужичок рассказывал о давно забытых музыкальных инструментах. В прошлом он слесарь-инструментальщик, сейчас еще и мастерит инструменты своими руками. Называется его экспозиция – «Музей забытой музыки». Сама я туда не подходила, но просматривая сегодня Генины фотографии, увидела на них интересный инструмент в виде рогатки с колокольцами и бубенцами!
На этом музейная программа у нас завершилась, краеведческий музей решили не посещать, а отправиться на берег реки Упы, где находится одоевский пляж под названием «Песчаная коса».
Пошли мы под горочку, мимо аккуратных домиков, у которых гуляли вот такие красавцы.
А дорога все не кончалась (в конце стали представлять, как обратно в горку пойдем ). Все встречаемые люди на наш вопрос: «Далеко ли до пляжа?» отвечали: «Да минут 10». Но вот уже сквер с памятником героям Великой Отечественной войны показался, затем стела, установленная в 1980 году в честь 600-летия Одоева.
И вот мы уже на крутом берегу Упы, рядом с беседкой. Пляж действительно был, песчаный, ухоженный, с фонарями, скамеечками, столиками, кабинкой для переодевания, будкой спасателей.
Было лишь одно «НО»: спускаться туда надо было вот по такой лестнице. На обратном пути я считала ступени – получилось где-то 120, но потом в интернете прочла, что их 166!
Но какие виды открывались с этой точки!
Вдалеке, за речкой, виднелись купола Анастасова монастыря.
После спуска мы удобно расположились за одним из столиков, купались, ели-пили, беседовали обо всем на свете. Хотелось побыть в этом чУдном месте подольше, удержало лишь то, что надо еще в Тулу вернуться, ну и с мифическим (на тот момент!) дядечкой из Приморского края встретиться.
Подъем по лестнице мы одолели (лично мне подниматься было даже легче – хорошо мы, значит, на бережку отдохнули!), бросаем последний взгляд на Упу и вперед – на площадь Ленина!
Перемещались мы от колонки к колонке. Всего их на нашем пути было три.
Вот уже и площадь показалось.
Ярмарка сворачивается. Иду скорее купить колокольчик у Елизаветы Дроздовской, Гена отправляется на поиски «приморского дядечки».
И вот он уже торопит меня: «Пойдем, нас ждут». Уже издали вижу двух колоритных бородачей: Виктора Потапова из Богородицка и… вот он – наш долгожданный дядечка! «А я вас ждал!»
Вещи уже собраны, но на столике стоят три колокольчика. Мы с Ольгой выбираем себе по колокольчику, спрашиваем: «Сколько стоит?» «А нисколько, я вам их дарю!»
Теперь представляю этого милого человека. Зовут его Сергей Ильич Мальцев. Он из села Рощино Красноармейского района Приморского края. Педагог дополнительного образования детей и руководитель кружка «Театр глиняной игрушки».
Спасибо Сергею Ильичу, он действительно прекрасный педагог, если его 8–13-летние воспитанники делают такие потрясающие игрушки!
Вот колокольчики, пополнившие наши с Ольгой коллекции благодаря С.И.Мальцеву:
Распрощавшись с Сергеем Ильичом, мы попили вкусного березового кваса и отправились по улице Карла Маркса по направлении к автостанции.
Слева увидели что-то вроде городского парка, вполне между прочим ухоженного. Вход в него украшали две свежепокрашенные статуи с фонарями – мужчина и женщина в стиле соцреализма. В парке стояла фигура женщины с ребенком, вероятно, олицетворяющая материнство.
Мимо аккуратных домиков доходим до Троицкой церкви (между 1837-1865 гг.), поворачиваем направо и вот она – автостанция. Там мы купили билеты на «маршрутку» до Тулы и…
До свиданья, Одоев! Но, может, мы вернемся сюда через два года, тем более, что приглашение на следующий фестиваль от Сергея Васильевича Кузнецова – руководителя проекта «Музей «Филимоновская игрушка» – уже есть.
Конец второй части. В заключительной части вас ждет небольшая прогулка по Туле.
Наталья Степанова
Фото автора и Геннадия Мельничука
Мужичок с музыкальными инструментами — житель Воронежа Сергей Плотников, основатель музея забытой музыки. Коллекция музея состоит из экспонатов, большинство из которых созданы им, мастером по изготовлению музыкальных инструментов. Одна из достопримечательностей Воронежа — музей забытой музыки, в котором хранятся музыкальные инструменты разных народов мира, причем некоторые из этих инструментов считаются исчезнувшими и не используются. Музей маленький, но такой необычный…
Вот что значит, коллекционеры! Порой нас спрашивают как мы находим редкие экземпляры? Да вот — они сами нас находят. Разве детишки знали,что их работы так понравятся и попадут в коллекции? Я думаю, это просто замечательно! И детишкам, только начинающим мастерам, это большой опыт, поучаствовать в таком фестивале, и для вас, Ольга и Наталья, это отличная возможность сохранить такие уникальные колокольчики!
Очень хорошая прогулка получилась, да еще и с купанием! Очень здорово!
Спасибо, Юля! Рада, что Вам понравилось!
Спасибо, Елена, за информацию! Очень интересно.
Наталья, очень интересный репортаж, подробный, с деталями, информативно. Как будто сама побывала. Спасибо.
Пожалуйста, Анна! Рада, что понравилось.
Скучаю по Одоеву, — как же было хорошо!
И я скучаю.