Колокольчики, представляющие народный женский костюм 12 уездов Воронежской губернии

Народный женский костюм Воронежской губернии

За пеленой эпох

«…нет ни одной случайной линии и ни одного случайного рисунка, цвета в русском народном костюме»

П.Д. Пономарев

Меня интересует всё, что связано с народным костюмом, традициями, бытом русской культуры, праздниками. Ведь русский народный костюм – это своего рода книга, которую, научившись читать, можно узнать о традициях и истории наших предков, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть, как разнообразна русская одежда. Мне нравится, когда поют народные песни, справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, ведь ничто не сравнится с впечатлением, которое народный костюм производит, когда видишь его в жизни. Люблю посещать выставки, посвященные русскому костюму.

Вспомним русские костюмы
Вспомним нашу старину!

Народный женский костюм Воронежской губернииН. Пророк. Колокольчики. Народный женский костюм Воронежской губернии.
Коллекция Ю. Чуриловой

Русский народный костюм – яркое самобытное явление. В костюме отразилась любовь русского человека к своей земле, к ее веселому ситцу заливных лугов, золоту ржаных полей, к багрянцу щедрого солнца, к белизне березовых рощ. Русский народ свято берег свою землю, обычаи, культуру. Несмотря на огромное разнообразие рисунка, русский костюм из поколения в поколение сохранял свою традиционность.

Как-то раз, путешествуя по Воронежской области и посещая экспозиции народного быта с одеждой, я заметила, насколько сильно отличался костюм даже в рамках одной губернии, не говоря уже на территории всей страны. И у меня возник еще больший интерес узнать о специфических отличиях в крое, тканях, декоре. Однажды, меня посетила мысль, что мне хочется иметь в коллекции колокольчики, которые могли бы отразить и подчеркнуть все мои наблюдения в рамках народного костюма Воронежской губернии. Хотелось создать небольшой проект, маленькую коллекцию в коллекции, персональную, очень личную для меня, ну и для автора, который бы согласился передать всю красоту костюма в глине, в форме колокольчика.

На реализацию моей идеи ушло около трех лет, очень тщательно изучалась доступная литература, посещались мною музеи, выставки, очень детально прорабатывался каждый колокольчик.

И теперь, я хочу познакомить вас с колокольчиками-барышнями, отражающими народные костюмы Воронежской губернии, которые сохранились в музеях и у бабушек в сундуках. По рисункам, фотографиям, были выполнены народным мастером Натальей Пророк колокольчики, представляющие 12 уездов Воронежской губернии. Мы не претендуем на историческую подлинность в изображении костюма, это наши собственные наблюдения, основанные на изученном материале.

Не буду подробно описывать костюм каждого уезда, это будет очень долго. Глядя на костюм, мы судим о достатке и вкусе его владельца. А в старину одежда выступала в роли паспорта: по ней определяли возраст, семейное положение и даже место жительства.

Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.

В каждой детали костюма был заложен свой смысл, никогда он не выглядел крикливо. Костюм сохранял гармонию природы, цвета и линий, неповторимость национального образа. Особенно это проявилось в женской крестьянской одежде. Всегда главным было, чтобы костюм украшал, особенно женщину. А уж сколько времени, фантазии и труда требует эта красота, знают только женские руки.

Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!

Одежда была повседневной и праздничной, имела сложное декоративное оформление, важную роль играли вышивка и кружево. Поэтому на Руси с малых лет девочек сажали за прялку и постепенно учили прясть и шить, ткать и вышивать. Во время долгих зимних посиделок рядом с опытными мастерицами девочки не только перенимали тонкости рукоделия, но и узнавали старинные обряды, слушали народные песни и сказки. Так передавались традиции. История народного костюма рассказывает, что перемены в одежде, влияние моды, почти не коснулись простого народа. Как и во времена Древней Руси, так и в XIX-XX веках крестьянин носил шапку, рубаху и штаны, а женщины поверх длинной рубахи надевали юбку. Одежда на Руси всегда была яркой, красочной, очень любили душегрейки: это была праздничная одежда крестьянки и шили их из дорогих тканей, украшали тесьмой и вышивкой.

Богучарский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Богучарского уезда Воронежской губернии

Народный женский костюм Воронежской губернии
Женский праздничный костюм. Начало XX века. с. Медово Богучарского уезда. Из коллекции ВОКМ. Фото из книги Толкачёвой Светланы Павловны «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века»

Народный женский костюм Воронежской губернии
Женский праздничный костюм. Начало XX века. Хут. Дивногорье Острогожского уезда. Из коллекции ВОКМ. Фото из книги Толкачёвой Светланы Павловны «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века»

Головные уборы были причудливой формы: кокошники, кики, сороки, повойники. Крестьянская мода не признавала коротких рубах, их шили длинными. В сундуке у девушки было до пяти, а то и до дюжины рубах: праздничные, повседневные, «горемычные». Самую красивую рубаху девушка надевала в день свадьбы и шилась она из лучшего домотканого полотна. Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Со второй половины ХIХ века рубахи стали украшать кусочками ситца в мелкий рисунок или кумачом. Кроме тканых и вышитых узоров, использовали блестки, позументы, галуны. Но самым любимым украшением все-таки оставалась вышивка. Вышивали даже будничную одежду.

А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников, труда…

Костюм свадебный женский и мужской, Бирюченский уезд
Костюм свадебный женский и мужской, Бирюченский уезд

Бирюченский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Бирюченского уезда Воронежской губернии

Женский костюм Острогожского уезда
Женский костюм Острогожского уезда

Костюм
Картина в Острогоржском краеведческом музее

Костюмы в музее. Острогожский уезд
Костюмы в музее. Острогожский уезд

Орнаменты были геометрическими, и самым распространенным был ромб. Его крестьяне сравнивали с солнцем. Узоры вышивки были священными изображениями или знаками — символами, обладающими оберегающей силой. Все материалы были гармонично подобраны и образовывали единое целое; рукава напоминали крылья сказочных птиц. В своей книге «Поэзия народного костюма» М.Н. Мерцалова пишет: «Ведь когда в сказке девушка, или обиженная жена в поисках любимого, или спасаясь от преследования злых людей, превращается в птицу, то руки становятся крыльями. И эти крылья уносили их в «тридевятое царство, в тридесятое государство», вдаль от жестокой действительности. Каждая девушка, каждая женщина, надевая праздничную одежду, переселялась в мир своих надежд и сокровенных желаний. И все они становились прекрасными. Народ признавал за ними право на эту красоту и в щедрости своей украшал их всеми красками видимого мира».

Поверх рубахи крестьянки надевали сарафаны, поневу и юбку. Сарафаны носили молодые женщины и девушки в праздник. Понёва одевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур. Поневу носили в основном замужние женщины, и бабушки в деревнях говорят, что ее называли «бабья кабала». «В поневе буду ходить…» — всхлипывала в ответ Матрешка. «Что ж, что в поневе! И все бабы так ходят. Будешь баба, по-бабьему и одеваться будешь.» (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»).

Женская праздничная одежда поневного типа из села Клеповка
Женская праздничная одежда поневного типа из села Клеповка, Павловского уезда, Воронежской губернии принадлежала Ермиловой Анастасии – жены местного фотографа – Ермилова Ивана Федоровича. В селе эту женщину называли Асей. Аналогичная одежда бытовала и в соседних селах – с. Пузево и с. Гвазда. Понева на рисунке будничная, без надлежащего оклада, а все остальное праздничное. Рисунок выполнен в 1951 году.

Женская одежда поневного типа
Женская одежда поневного типа. Острогожский уезд

Женская праздничная одежда поневного типа из села Клеповка
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Павловского уезда Воронежской губернии, с. Клеповка

На примере представленных колокольчиков расскажу немного о поневе. На моих девушках надеты понева и сарафаны. С поневой, как и с другими частями одежды, было связано много ритуалов, обрядов и поверий. Поневы были праздничные и будничные. Будничные отделывались понизу узкой полоской домотканой тесьмы. Праздничные поневы нашивали по подолу яркой и красочной лентой, бахромой, бусинами. Фигура женщины в этой одежде казалась очень приземистой и полноватой. Спереди часто надевали ещё передник – завеску. В Воронежской губернии было два вида передников: укрепленные на плечах и повязанные на талии. В Воронежском и Землянском уездах женщины надевали душегреи и жилеты, шили их из золотой парчи, украшали аппликациями из лент и вышивкой.

Землянский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Землянского уезда Воронежской губернии

Народный женский костюм Воронежской губернии
Крестьяне с. Нижняя Ведуга Землянского уезда. Рисунок С.П. Павлова. 1860-е годы. Из собрания РЭМ. Фото из книги Толкачёвой Светланы Павловны «Народный костюм Воронежской губернии конца XIX — начала XX века»

Дело в том, что воронежцы – это переселенцы из разных мест, а потому и наряды их могли сильно отличаться. На воронежской земле селились и выходцы из Украины. Их традиционная украинская одежда постепенно теряла свои отличительные черты, от нее сохранилась, пожалуй, только белая женская рубаха, рукава которой были обильно расшиты по всему полю крупными красными цветами с черными листьями. Таким образом, одежда крестьян губернии по своему составу была разнообразной. Но преобладал в ней все-таки южно-великорусский тип со своими местными особенностями, причем различия были в пределах не только нескольких, но и одного села. К примеру, в селе Першино Нижнедевицкого уезда была своя традиция создания костюма — женщины носили чёрные юбки, рубахи с отложным воротником и даже вставляли перья в головные уборы. Найти аналогичный костюм в других воронежских сёлах нельзя.

Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии

Народный женский костюм Воронежской губернии
Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии

В соседних сёлах могли одеваться совершенно по-разному. Народный костюм обязательно имел смысл – по наряду можно было определить, какого возраста его обладатель, каков его статус, есть ли у него дети, сколько их и многое другое. Полный набор поневного комплекта состоял из поневы, рубахи, запана, завески или фартука, покромки, гаруса, одного — двух монистов и каскада бус, серег-янтариков и пушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников – корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, набора обуви.

Головной убор делился на девичий и женский. Девочки, девушки обычно заплетали волосы в одну косу. Их головной убор — это венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. Повязка в каждом селе имела свою форму и орнамент. Это — полоса ткани из ситца в мелкий узор, с твердой налобной частью из простеганного в несколько слоев холста, украшенная позументом или вышивкой, с завязками на концах. Она охватывает голову в виде обруча. Головной убор дополнялся «пушками» — шариками из белого гусиного пуха, а также «кудрями» — яркими селезневыми перышками. Все русские женские головные уборы, несмотря на их разнообразие, имели твердую налобную часть, в зависимости от формы (плоскую, лопатообразную, с рогами) называвшуюся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани — позатыльня. В состав головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 кг.

Валуйский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Валуйского уезда Воронежской губернии

Коротоякский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Коротоякского уезда Воронежской губернии

Новохопёрский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Новохопёрского уезд Воронежской губернии

Новохопёрский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Воронежского уезда, c. Спасское

С середины прошлого века огромное распространение получили платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние — концами назад. Не смотря на то, что все костюмы разные, а вот платок объединял традицию костюма всей области. В заветном сундуке каждой русской женщины скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, воскресенья, свадьбы, для подкрывания под шаль и т.д. Мама мне рассказывала, как в детстве, бывая в гостях у своей бабушки, открывала большой сундук, и там было множество платков. Платок был очень красив и удобен в пользовании. Его можно было носить самостоятельно, применяя множество различных приемов повязки, и в сочетании с другими видами головных уборов. Удивительно красивые платки, шали ткались и изготовлялись способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. В большом выборе они продавались на базарах, ярмарках, в частных лавках. Спрос на них был огромный. Платки и шали вырабатывались и в Воронежской губернии. Турецкие купцы умоляли, что бы им продали воронежское мерное полотно. Они увозили его в Турцию, разрезали на куски, пришивали к ним свою бахрому и затем продавали в Басре, выдавая их за шали индийского княжества Кашмир. Представители английского королевского двора почитали за честь приобрести именно воронежскую шаль. В Павловском, Острогожском, Новохоперском и других уездах Воронежской губернии также ткали полотно и делали набивные платки, подшальники. Платок во все времена был самым желанным подарком для женщин и девиц. А когда наступал праздник и собиралась на гулянье крестьянка, она вынимала из заветной укладки свои лучшие платки и долго, любуясь, перебирала их.

Острогожский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Острогожского уезда Воронежской губернии

Платок зимнего костюма. Острогожский уезд
Платок зимнего костюма. Острогожский уезд

Новоусманский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Новоусманского уезда Воронежской губернии

Девушки в костюме Новоусманского уезда
Девушки в костюме Новоусманского уезда

Бобровский уезд Воронежской губернии
Н. Пророк. Колокольчик. Костюм Бобровского уезда Воронежской губернии

Женский костюм в музее Новоусманского района
Женский костюм в музее Новоусманского района

Важное место в костюме занимали украшения. В большом количестве надевались на шею бусы из речного жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны — низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, бусы из дутого стекла, ленты. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

Костюм Павловского уезда Воронежской губернии
Костюм Павловского уезда Воронежской губернии

Павловский уезд
Павловский уезд

И женский, и мужской костюмы обладали общими признаками: лаконичностью, мягкими плавными контурами. Русская женщина в таком наряде во время движения напоминала то лебедушку, то паву. Недаром в русских сказках ее приравнивают к жар-птице, величают «голубкой сизокрылой», «лебедушкой», «ласточкой-касаточкой», «утушкой луговой». В те далекие времена представление о женщине у наших предков связывалось с образом птиц. Даже названия женских головных уборов, дошедших до нас, идут от названий птиц: сорока, кика, кокошник. Мы рассматриваем сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, черную ювелирную вышивку на рукавах белоснежной рубахи, «золотые кокошники», расшитую красно-оранжевыми нитями поневу и восклицаем: «И это тоже носили крестьянки?» К народным традициям обращаются художники-модельеры, создавая одежду, фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, показывая нам красоту русской одежды. Народный костюм открывает нам прекрасное народное искусство, богатую фантазию русских людей, их художественный вкус и высокое мастерство.

Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше русского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.

Интерес к народному костюму в последние годы заметно вырос. За небывалым интересом к одежде прошлого видится щемящая тоска по исчезнувшей родине, навсегда канувшей в небытие губернии, где жили наши предки, носившие вот такие сарафаны, кокошники, кички… Возможно, у кого-то еще хранится как реликвия сплетенный бабушкой кружевной воротничок? Очень много нитей оборвал XX век. Случилось так, что в нашей стране народный костюм был убит большевиками, которые хотели, чтобы все мы были одинаковыми. Никаких губернских отличий и особенностей. И вот теперь, через три-четыре поколения, мы уже полностью забыли, что такое народный костюм. Он остался лишь в красочных альбомах да музейных экспозициях, а в быту никак не проявляется. Былое искусство потеряно.

Осталась лишь грусть, усиливающаяся после поездок в Европу, в которой не то, что каждая страна – любая провинция до сих пор имеет ярко выраженные признаки региональной одежды. До сих пор там по праздникам надевают национальные костюмы, а у нас – в лучшем случае покупают прекрасно изданные альбомы об ушедшей навсегда культурной традиции.

Воронежский народный костюм и колокольчики
Авторские работы по керамике: колокольчики Натальи Пророк
Королева частушек


Список литературы:

  • Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. Краевед. изд. — Воронеж: Центрально-Черноземное кн. Изд., 1994. — 36 с.: ил. + 20 цв.вкл.
  • Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
  • Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, изд.Мол.гвардия 1988 г. 224 с.
  • Кантри. Стиль и образ жизни. Москва, №3-2015г.
  • Отрывок из стихотворения Натальи Фомичевой
9 комментариев
Ирина Лапина | 19.08.2017

Все красиво — и статья, и колокольчики, и фотографии.

Olga | 19.08.2017

Юля, как же тебе идёт костюм! Глаз не оторвать:)

Вера Макарова | 20.08.2017

Столько кропотливого труда! Восхищаюсь, Юлия!

Наталья Степанова | 20.08.2017

Восхитительный материал! Как же хороши народные костюмы!!!

Юлия | 27.08.2017

Спасибо всем большое за теплые слова! Очень приятно слышать и видеть, что все получилось!

РаисаИванна | 12.10.2017

спасибо за такой красивый рассказ, за то, что показываете то, что все откровенно забыли

Елена | 02.11.2017

Не увидела костюм Борисоглебского уезда…….А хотелось бы………

Елена | 16.12.2017

Борисоглебский уезд входил в состав Тамбовской губернии, поэтому нет костюма.

Жанна | 19.12.2019

Какой титанический труд проделан! И по сбору информации и по производству колокольчиков! АВТОРАМ — БРАВО!!!

Оставьте комментарий