Столицы мира в колокольчиках

Встреча c Киевом

Киев – город древний, намного старше Москвы, был третьим по величине городом бывшего Советского Союза. Как не съездить?

Одно из главных моих киевских впечатлений сугубо лингвистическое. Я ожидала, что тамошний люд будет говорить по-украински и не была уверена в положительной реакции на свой русский язык. Куда там! Несмотря на то, что все надписи в магазинах, на улицах, гостиницах, вывески и объявления в метро, (надпись на дверях вагонов метро: "Не притулятися!" – очаровательно), реклама – всё на украинском языке, в разговорном виде его почти не слышно. Народ говорит, в основном, по-русски. Мало того, свои гривны называют почему-то рублями. А монеты у них, как и у нас, копейки. Поэтому так и получается: столько-то рублей и столько-то копеек. Меня это несказанно удивило. И с этой странностью связан забавный эпизод.

Киев

На пути из Москвы в Киев мы с Артом были в купе вдвоем. Из наличной денежной массы мы имели суммы в долларах, российских рублях и копейках. Когда проводница собирала деньги за постель, мы сказали, что гривен у нас нет. Ничего страшного в этом не оказалось, потому что можно было платить и российскими рублями тоже. Ну, мы и заплатили, сколько требовалось.

На столике купе лежали вафли и печенья. Проводница сказала, что они не входят в цену билета, и, если мы будем что-то есть, надо будет заплатить. Мы попробовали украинские вафли, одобрили, съели их все, и утром следующего дня я уточнила, сколько они стоят. "Рубль пятьдесят", – ответила проводница. "Однако", – удивились мы с Артом. Как может пачка вафель стоить рубль пятьдесят? Но я же спрашивала по-русски, и мне по-русски же дали ответ. Я оставила на столике три монетки по пятьдесят копеек. Как сказали.

Только потом, уже в городе, покупая мороженое, мы опять услышали слово "рубль". И выяснили, что так они называют гривну. Когда рубль, когда гривна. Черт знает что. Проводница, наверное, удивилась, обнаружив мои российские рубль пятьдесят. Аккуратнее надо выражаться, особенно когда дело касается денег!

Потом уже никаких финансово-денежных проблем, ни в прямом, ни в языковом смысле у нас не было.

В первый день мы поехали в Киево-Печерскую Лавру. Лаврой называют крупнейший мужской православный монастырь, подчиненный непосредственно патриарху. Но это не просто монастырь, на его территории находится духовная семинария и/или академия. Мы с Артом побывали во всех лаврах России: Троице-Сергиевой в Сергиевом Посаде и Александро-Невской в Питере. Теперь вот в Киево-Печерской. А еще на Украине есть Почаевско-Успенская Лавра в Тернопольской области.

Киево-Печерская Лавра намного территориально больше Троице-Сергиевой. Она почти вся приведена в порядок, благоустроена территория, много сувенирных магазинов.

В Киево-Печерской Лавре

В Киево-Печерской Лавре

Меня больше всего интересовали пещеры. Поэтому после тяжелого подъема на колокольню, откуда открывается замечательный вид на Днепр и сам город, мы пошли в пещеры. Ходить по Лавре и по всему Киеву очень сложно. Город стоит на холмах, поэтому всё путешествие – одно сплошное лазание вверх-вниз. Сколько ступенек я одолела в Киеве, не поддается никакому счету, больше, чем за всю жизнь.

Из-за жары мы посетили только Верхние пещеры. В них покоятся мощи святых. Мы пришли с экскурсионной группой, но гид оказалась настолько божественной, в смысле верующей, она так подробно, с очень религиозным уклоном стала рассказывать про всё и вся, что мы через некоторое время отделились и стали ходить сами по себе.

Делать это было не просто, потому что в пещерах абсолютно темно, каждый ходит со свечкой, которую покупает при входе. Во-вторых, очень много народа, а пещеры узкие, двоим уже трудно разойтись. В-третьих, если начинаешь увеличивать скорость, свечка гаснет. Зажечь ее не проблема, т.к. в нишах висят лампадки, но всё равно.

Колокольчик

Михайловский Златоверхий монастырь
Коллекция И. Колтаковой

Колокольчик

Коллекция И. Колтаковой

Колокольчик

Автор Петрик
Коллекция И. Колтаковой

Мы видели мощи летописца Нестора и Ильи Муромца. Уверяют, что он вовсе не былинный герой, а реальная личность. Может быть. Мощей там много, и почти над каждым гробом висит портрет, а надпись извещает, кто таков. Но надписи сделаны по-старославянски, и я не все могла прочитать.

Я предположила, а Арт со мной согласился, что, видимо, в пещерах особый микроклимат (температура, влажность и прочее), что мощи лежат нетленными уже тысячу лет. Моя же парикмахерша Света, всю жизнь прожившая в Киеве, кроме последних нескольких лет, стала страстно уверять, что нет, они потому и нетленны, что святые. В общем, тайна сия велика есть, но египетские мумии потрясают воображение намного больше.

А еще в Лавре похоронен Столыпин Петр Аркадьевич.

Жара нас донимала, поэтому, перекусив, мы решили проехаться на прогулочном теплоходе по Днепру. Сейчас смотрю на фотографии Лавры, сделанные с борта, и вижу, что очертания получились не четкими. Жара виновата, над городом висело марево.

От речного вокзала решили подняться наверх на фуникулере. Я в первый раз воспользовалась таким экзотическим видом транспорта. Не страшно, потому что недолго и недалеко, хотя подъем очень крутой.

Сразу на выходе открывается замечательный вид. Мы очутились в монастыре с красивым названием – "Свято-Михайловский Золотоверхий". Купола на самом деле так на солнце золотом и блестят. Чуть позже мы узнали его трагичную историю. В начале 30-х годов, видимо, в те же годы, когда в Москве крушили Храм Христа Спасителя, в Киеве взорвали Золотоверхий. И так же, как в Москве, предварительно хоть что-то сняли: мозаику, некоторые детали интерьера, иконы. Что-то попало в Эрмитаж, в Третьяковку, а кое-что осталось в Киеве, в храме св. Софии.

Михайловский Златоверхий монастырь

Михайловский Златоверхий монастырь

Так что нынешний Свято-Михайловский монастырь – новодел, но всё равно очень красив. Справа от него начинаются кривые вверх-вниз улочки. По одной из них мы и пошли. Это знаменитый Андреевский спуск. Что-то вроде московского старого Арбата и вернисажа в Измайловском парке. Вся улица вымощена камнем, идти трудно, и вся она снизу доверху заполнена художниками. С лотков и палаток торгуют произведениями народных промыслов. Некоторые умельцы прямо тут сидят и мастерят, вяжут, плетут кружева. Народу полно. К сожалению, когда мы пришли туда, продавцы уже потихоньку упаковывались, мы успели посмотреть очень немногое. Арт купил в подарок брату Джиму солдатский ремень времен Советского Союза. Джим, как выяснилось, неравнодушен к вещам подобной тематики. А я приобрела колокольчик в виде украинской хатки.

Идти дальше вниз не было смысла, да и устали мы. Время подошло к ужину. В гостинице мы нашли буклетик о ресторанах Киева, я проштудировала его с картой в руках. Он и рекомендовал нам место, где можно было поесть и нейтральные блюда, и украинские, как, например, знаменитый борщ с пампушками, который у меня значился как номер раз в плане кулинарного знакомства с Украиной.

Борщ был, как и положено, со свининой и даже с непременной полосочкой сала на кусочке. Но мое убеждение такое: настоящую национальную кухню можно попробовать или в очень дорогом ресторане, где знают, чтут и блюдут традиции, или в провинции, лучше в деревне, где для местных жителей это обычная еда. Это я не только про украинскую кухню говорю, а про все. И пампушки я немного по-другому представляла.

День второй у нас опять был целиком пешеходный. Мы прошли всю Владимирскую улицу, на которой стоят знаменитые Золотые Ворота и находится еще более знаменитый Софийский собор. Софийский собор был назван и построен в честь Софийского собора в Стамбуле, который, правда, пятьюстами годами старше. Византийский архитектурный план и украшения Киевского собора ознаменовали переход к новой, христианской религии. А построен он был в 1017-31 годах в честь победы князя Ярослава Мудрого над печенегами. Софийский собор являлся центром образования и культуры, там находились первая в Киевской Руси школа и библиотека. Рядом стоял дворец, а в самом соборе проводились все княжеские церемонии, включая коронации, подписания договоров и прием иноземных сановников.

Софийский собор

Софийский собор

Внутри собора сохранились фрески 11 века. Особенно много их на втором ярусе, и туда пускают только с группой и экскурсоводом. Кроме нее, еще одна смотрительница тщательно следят за посетителями. Дело в том, что какие-то вандалы на фреске, изображающей жену Ярослава, выкололи ей глаза. Как-то исправить это варварство уже невозможно. На осмотр второго яруса дается полчаса. Один из залов посвящен истории Свято-Михайловского монастыря и там же выставлены кусочки мозаики оттуда.

Внутри Софийский собор поразил меня больше, чем снаружи. Равно как и Золотые Ворота. Это вторые Золотые Ворота, что мы видели с Артом. Первые – во Владимире. Киевские построены в 1037 году. Они на самом деле являлись воротами в город, представляли собой часть мощного укрепления и оставались таковыми аж до 18 века, когда укрепления засыпали, а ворота разобрали. То, что есть сейчас, – точная реконструкция.

Пройдя всю Владимирскую улицу, мы направились к Андреевскому спуску еще раз. И прошли его весь. Я не могла удержаться и приобрела еще два совершенно очаровательных колокольчика: один – украинка в национальных одеждах, другой – цветочек. Андреевский спуск мне ужасно понравился. Яркая, самобытная улица. На ней стоит красивейший Андреевский собор. Его строительство курировал архитектор Растрелли, который приезжал из Питера несколько раз. А камень в основание собора был заложен лично императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. Сейчас собор – музей. Он равно необыкновенно красив как внутри, так и снаружи.

Третьей большой улицей стал Крещатик. Десять веков назад на месте Крещатика стоял лес, где любили охотиться киевские князья. Крещатик означает пересечение, т.к. этот лес пересекали многочисленные овраги. А сама улица-то не старая, ее заложили в 30-40 годах 19 века.

Крещатик намного шире московской Тверской и даже, по-моему, монументальнее, что ли. Сейчас на площади Независимости ведется сооружение грандиозного памятника. Украина готовится отмечать 10-летие своей независимости. На всем Крещатике перекрыто движение транспорта, стройка идет круглосуточно, строителей – тьма. Кроме того, еще одна улица, перпендикулярно врезающаяся в Крещатик, тоже представляет собой одну гигантскую стройплощадку. Понять, что там делают, невозможно. То ли коммуникации меняют, то ли асфальт, то ли всё вместе. В Москве в этом смысле цивилизованнее: всегда есть табличка с объяснением, кто что строит, сроки начала и окончания, фамилии и телефоны ответственных. Так вот, эту улицу мы не могли обойти, она была у нас на пути к гостинице. Шум на ней стоит страшный. А сама улица очень красивая.

Андреевский спуск

Андреевский спуск

На последний день пришлись еще 2 монастыря и место, куда мы не могли не съездить – Бабий Яр.

Выдубицкий монастырь основан тоже в 11 веке. Он стоит на берегу Днепра, не так уж далеко от Лавры, весь утопает в зелени. Очень тихое, спокойное, несуетное место. В монастырях иногда сохраняются могилки. Часто они безвестные, часто от некоторых остается только надгробная плита или камень, а иногда и повезет: и памятник цел, и фамилия есть, и могила, похоже, непотревожена. Я всегда любопытничаю и мимо не прохожу. И вот, пожалуйста, прямо напротив колокольни могила с памятником, а на нем фамилия: Константин Дмитриевич Ушинский. Вот он где, оказывается, похоронен, автор "Детского мира" и "Родного слова". В Артовой книжке ни слова, ни пол-слова об этом не сказано. Ну, правильно, иностранцу фамилия Ушинский ничего не говорит.

Поднявшись круто вверх, прошли Ботанический сад, где набрели на аллею совершенно необыкновенно подстриженных кустов. А оттуда поехали в еще один монастырь, где мне пришлось опять удивиться.

Свято-Кирилловский монастырь был основан в 12 веке, разрушен татаро-монголами и восстановлен в 17-18 веках. По приказу Екатерины II монастырь был преобразован в благотворительное заведение для душевнобольных и приют для инвалидов. В 1929 году монастырь был объявлен заповедником, что, однако, не помешало большевикам разрушить его в 30-е годы. Каким-то чудом уцелела только Свято-Кирилловская церковь. Вот в нее-то мы и ехали аж до последней станции киевского метро.

Колокольчик

Коллекция И. Колтаковой

Колокольчик

Киево-Печерская Лавра
Коллекция А. Худилайнен

Колокольчик

Коллекция В. Колобова

Поскольку церковь находится совсем не в центре, туристов в ней очень мало, хотя посмотреть есть что. Меня фрески Кирилловской церкви поразили даже больше, чем в Софийском соборе. Мне показалось, что их больше и они лучше сохранились. Альбом по Киеву называет цифру 800 кв. м. Вот сколько их там! А на втором ярусе находятся прекрасные композиции Врубеля. Там стоят скамейки, можно сидеть и рассматривать сколько хочешь.

Еще я узнала, что в этой церкви в 1194 году был похоронен Святослав Всеволодович – герой "Слова о полку Игореве", но его могила была разграблена поляками в 17 веке, и теперь сказать, где она была, можно только предположительно.

Кирилловская церковь стоит посреди леса, который тянется на полтора километра. Место называется Бабий Яр. В 1941-43 годах немцы расстреляли там 100 тысяч евреев, цыган и военнопленных. Мы осмотрели монументальный памятник, который в 1995 году посетил и Клинтон.

Ели в последний день в американском ресторане "Uncle Sam" ("Дядя Сэм"). Очень достойное место, шеф-повар, как гласит буклетик, из Америки. Все официантки говорят сугубо по-английски, носят жилеточки расцветки американского флага, на стенах висят огромные цветные фотографии всех главных американских городов. Еда обильная и вкусная.

Из окна вагона Арт опять снимал прекрасные виды Лавры, потому что нам понравился Киев, город древности, холмов и каштанов.

Лариса Францек, 2001 год
Фото В. Леонова, 2007 год