Асторга – 2000 лет истории
- В качестве введения – крошечный город в Испании с богатой историей
- Астуры и римляне
- Кто такие марагаты?
- Собор Санта-Мария-дель-Камино
- История о том, как Антонио Гауди поссорился с церковным советом
- Колокола в Асторге
- Шоколадная столица?
- На пути к Сантьяго-де-Компостелла
- И еще немного о гербе Асторги
Колокольчик «Асторга. Епископский дворец работы А. Гауди»
Коллекция Ирины Лапиной
Колокольчик «Асторга. Достопримечательности»
Коллекция Ирины Лапиной
В качестве введения – крошечный город в Испании с богатой историей
Асторга, по всем понятиям, городок крошечный, всего-то 12 тысяч жителей. А история ее знатная! Ей более 2 тысяч лет! Не каждый город мира может отметить такую солидную дату. А асторгцы или асторжане (?), в общем, испанцы, нет, скорее, жители Кастилии и Леона, славно отпраздновали эту дату в 1986 году.
По улицам и площадям этого города кто только не прошел! Память о себе оставили астуры, римляне, свевы, мусульманские воины Тарика ибн Зияда, марагаты, редемптористы, солдаты наполеоновского маршала Жюно, фалангисты, а теперь вот паломники Святого Якова, что непременно заходят сюда преклонить колени, перед тем как отправиться дальше, к собору в Сантьяго-де-Компостела.
В этом городе творил гениальный Гауди. А еще, горожане уверены, что здесь самый вкусный шоколад – утверждают, что первыми в Европе узнали секрет его приготовления. Здесь 3 отеля и 12 церквей... А еще, в городе много-много колоколов. Они обязательно вас поприветствуют, если вы заглянете сюда, хотя бы на пару часов. Именно пару часов провела в этом городе моя дочь, которая привезла два десятка фотографий, два колокольчика и приятные воспоминания.
Астуры и римляне
А теперь обо всем подробнее. Историю Асторги нужно начинать с астуров, племенах с давних пор обитавших на северо-западе Иберийского полуострова. Плиний Старший писал о 22 поселениях в Conventus Asturum с населением примерно 240 тысяч человек. Этот город вырос на холме среди болот и рек. Это было стратегически неприступное место в междуречье рек Херги и Пуэрто, откуда долина просматривалось на многие мили вокруг.
Отдадим должное римлянам, славному X легиону «Гемина» (Gemina), который пригнали сюда для захвата новых земель и контроля за добычей золота и серебра. Римляне благородно увековечили имя народа, покорившегося им, в названии колонии Астурика Августа (Asturica Augusta), которое в средние века прослеживается в названии Королевства Астурия, а в наши дни – в названии города Асторга в испанской провинции Леон.
Итак, с III века город являлся важным связующим пунктом нескольких римских дорог на так называемом «серебряном пути» – от серебряных рудников Хихона он вел в римскую столицу провинции Мериду и далее в Севилью, откуда серебро отправлялось в Рим. Для ориентировки римляне устанавливали мильные камни. В 2006 году в память о них в Асторге установили мемориальный мильный камень.
Еще о нескольких веках присутствия римлян в Асторге напоминают развалины древнего форума. Считается, что он был построен во времена Тиберия и Клавдия. Сохранились остатки акведука и терм. Уцелело и несколько особняков с атриумами и античной мозаикой. А римские стены в Средние века укрепили и нынче около них происходит много чего интересного.
Находящийся на холме исторический центр Асторги занимает небольшую территорию. Весь квартал выдержан в красной цветовой гамме, так как кирпич и черепица зданий из местной красной глины, потому Асторгу часто называют красным городом. И не потому ли основной цвет сувенирного колокольчика тоже красный?
А еще дочери повезло. Пока она там находилась, вернулись «римляне». Разбили шатры и устроили целое представление. В общем, снова захватили Асторгу.
Кто такие марагаты?
«Уже стемнело, когда я приехал в Асторгу, где остановился выпить café con lecheи потом обнаружил, что следовало заказать какао – здешнее коронное блюдо. Это странный маленький болотный городок с пласой, обрамленной аркадами, и старинной ратушей, где отбивают часы две механические фигуры, марагато и марагата, в мешковатых штанах и серебряных побрякушках, какие Форд описывал столетие назад, но теперь их уже не увидишь. Эти таинственные люди все еще существуют, но никто не знает их корней, хотя некоторые полагают, что они произошли от берберов».
Генри В. Мортон
Кто же такие марагато и марагата, о которых упоминает известный английский журналист и путешественник Генри Волам Мортон? Фигурки, которые можно увидеть у большого колокола, установленного на городской ратуше. А также в витринах сувенирных магазинов.
Асторга входит в состав испанского автономного сообщества Кастилия-Леон, в провинцию Леон и одновременно является центром области Марагатерия, названной по имени жителей этих мест. Марагатос – народ, который с давних пор занимался разведением мулов. Возможно, марагатос были потомками североафриканских берберов, которые попали в Испанию во времена первых набегов мавров. Пишут, что слово марагат произошло из слияния «мавр» и «гот». Но есть и версия об их германском происхождении.
Этот народ тщательно оберегает свою индивидуальность и традиции долгие годы. В наши дни, во время праздников, жители Асторги и других городков Марагатерии одеваются в традиционную одежду марагатос. У мужчин это черные брюки, черные рубашки и шляпы. У женщин черное одеяние разбавляется светлым передником, ярким платком и серебряным поясом. Эта одежда бережно хранится в сундуках и передается от поколения к поколению. И если Испания чаще всего ассоциируется с гитарой и фламенко, то здесь традиционным народным инструментом является флейта.
Я с большим удовольствием посмотрела небольшой клип о марагатос.
Городская ратуша, о которой пишет Мортон, как и положено, находится на Главной площади города (Plaza Mayor). На здании – часы, сделанные в XVIII веке часовщиком Бартоломе Фернандесом. Фасад в стиле барокко был выполнен в 1675 году, о чём есть памятная надпись у входа. Меня же больше привлекли колокола. Спасибо дочери за эту фотографию.
Кстати, коль мы заговорили о муниципальном здании, любопытная информация – побратимом Асторги является российский город Коломна. И в этой ратуше мэр Марагатерии дружелюбно принимал делегацию из российского города с не менее славной историей.
Собор Санта-Мария-дель-Камино
Неподалеку от Главной площади находится Соборная площадь. Здесь стоит удивительный по красоте собор Святой Девы Марии (Catedral Santa María del Camino). Этот кафедральный католический храм, центр одной из старейших епархий Испании, с 1931 года объявлен национальным памятником Испании.
Первая церковь на этом месте была поставлена более тысячи лет назад. Каменный романский храм, пришедший ей на смену, освятили в 1069 году. Современный готический собор, построенный, по некоторым данным, Хуаном и Симоном де Колония, был заложен 16 августа 1471 года. Южный портал собора и две часовни по сторонам пристроены по проекту Родриго Хиля де Онтаньона в XVI веке. Знаменитый главный фасад собора в стиле барокко создавался на рубеже XVII -XVIII веков Франсиско де ла Ластра Альвеаром и его сыном Мануэлем, с участием Пабло Антонио Руиса. Все имена мне, конечно, мало что говорят. Но упомянуть их захотелось, глядя на красоту, которую они создали.
Храм серьёзно пострадал во время Лиссабонского землетрясения 1755 года. Досталось ему и от наполеоновских солдат. Когда французы ушли, в честь защитников города на башенке апсиды была установлена фигурка Педро Мато – храброго погонщика скота, по легенде, помогавшего осажденным. А еще собор серьезно пострадал в прошлом веке во время Гражданской войны войны.
Главный фасад собора с тремя вратами, подобный каменному алтарю, признан одним из мировых шедевров архитектуры барокко. Он воздвигнут между двумя квадратными колокольнями и соединён с ними контрфорсами и небольшими галереями с башенками. Углублённые в нишу под полукупольным сводом центральные врата обрамлены резными колоннами.
Увенчанные шпилями колокольни собора практически одинаковы, однако различаются цветами: южная башня – из камня розового цвета, а северная – из камня с зеленоватым оттенком.
Из трех порталов главного фасада самым широким и наиболее пышно оформленным является центральный, выступающий вперед наподобие портика. Арка главного входа имеет форму трилистника и обрамлена колоннами с богатыми орнаментами. Свод портика обильно украшен евангельскими сценами.
Над портиком находится ниша со скульптурой «Вознесение Богоматери», а выше, в тимпане, – образ святого Иакова, благословляющего паломников, следующих по его пути. Ещё выше – роза с витражом, изображающим воскресшего Христа, и богато украшенная балюстрада, увенчанная крестом с изображением пеликана, также символизирующего Спасителя.
По бокам, на колоннах, представлены фигуры апостолов Петра и Павла, а в центре – круглое витражное окно. На верхнем ярусе фасада располагается украшенная гротескными фигурами балюстрада, а над ней – небольшое окно-роза.
Над вратами – рельеф, изображающий «Снятие с Креста», по бокам – ещё четыре евангельские сцены. Изумительная резная работа по камню и дереву!
Интерьер собора роскошен. Главный алтарь – шедевр маньеризма, выполненный в 1558-1584 годах Гаспаром Бессера и его помощниками. Этот величественный ретабло состоит из трех ярусов и пяти вертикальных секций. В центральной секции располагаются скульптурные композиции «Вознесение» и «Коронование Богоматери». Другие панно также посвящены сюжетам из жизни Богоматери и Христа. Алтарь увенчан Распятием. В центре помещена дарохранительница. Над алтарем свод, замковый камень которого украшен пышным цветочным орнаментом и фигурками музицирующих ангелов.
Помимо главного алтаря, в соборе целый ряд других выдающихся ретабло, расположенных в капеллах. Впечатляет алтарь святой Терезы, алтарь Архангела Михаила с великолепным и алтарь Богоматери.
Интерьер декорировали поэтапно. Потому здесь – смешение самых разных стилей.
На хорах великолепны 97 резных сидений орехового дерева в стиле ренессанс (XVI век). Изображения пророков и других библейских персонажей, а также забавные сценки с животными, более характерными для готики, обрамлены орнаментами. Имеется здесь и пышный орган. Фронтальная перегородка хора выполнена в неоклассическом стиле из мрамора, яшмы и бронзы.
В музее кафедрального собора, открывшемся для публики в 1954 году, – экспонаты, обладающие высочайшей художественной и исторической ценностью. Это два этажа и десять выставочных залов.
Среди наиболее ценных экспонатов музея – резная шкатулка начала X века, подаренная Королем Альфонсо III Великим епископу Асторги. Заслуживает внимания романский ларец XIII века, расписанный изображениями апостолов и различных евангельских сцен. Истинным шедевром ренессанса является выполненная из орехового дерева кафедра работы Гаспара Бессера. Она украшена портретами святых и опирается на необычное основание, образованное головами фантастических существ.
Выдающимися образцами церковного искусства являются кресты XV-XVI веков и инкрустированный драгоценными камнями реликварий XII века с частицей Креста, на котором был распят Христос.
Еще один ценный образец тонкой ювелирной работы – украшенная эмалью церковная чаша, изготовленная в XV веке мастером Алонсо Портильо.
В музее хранятся также религиозные скульптуры, надгробия и бюсты епископов Асторги, а также картины художников испано-фламандской школы XV-XVI века.
«Сфотографировать все не представлялось возможным. Мне захотелось запечатлеть одну старинную книгу», – делилась дочь, пока я рассматривала фотографии.
История о том, как Антонио Гауди поссорился с церковным советом
Колокольчик «Асторга. Епископский дворец работы Гауди». Коллекция Ирины Лапиной
«Напротив собора стоит еще один шедевр архитектуры. Как оказалось, это работа знаменитого архитектора Барселоны Антонио Гауди. Дворец епископа – прелестный романтичный замок!» – комментировала дочь следующие фотографии.
История его создания любопытна. В 1887 году дворец епископа в Асторге уничтожил пожар. И тогда епископ Жоан Баутиста Грау-и-Вальеспинос обратился к Антонио Гауди, с которым был давно знаком, с предложением построить новый дворец. Гауди был занят, но земляку не отказал.
Гауди работал тогда над Дворцом Гуэля в Барселоне. Поэтому он попросил отца Грау прислать ему фотографии местности, чтобы начать работу над проектом. Разработанный дизайн нового дворца Гауди отправил по почте.
И вот в июне 1890 года строительство Епископского дворца (Palacio Episcopal de Astorga) началось.
По замыслу Гауди, здание в неоготическом стиле должно должно было быть возведено из серого гранита, а центральный фасад – из белого гранита, напоминая о ослепительно-белых одеждах епископов. Такой же белоснежной планировал сделать Гауди и кровлю. Для оформления фасадов Гауди придумал множество элементов, характерных для его стиля – арки с контрфорсами, башенки, встроенные в стены трубы. А на фасаде должен был появиться 5 метровый ангел.
Но закончить работу архитектору было не суждено. В 1893 году епископ Грау скончался, не дожив до завершения строительства, а церковный совет, недовольный дороговизной проекта, начал требовать пересмотра сметы.
Вспыльчивый Гауди отказался продолжать работы и заявил, что ноги его не будет в Асторге. Строительство было возобновлено лишь в 1907 году. Завершал работы другой архитектор Рикардо Гарсиа Гуэрета (Ricardo Garcia Guereta), который не стал строго придерживаться первоначального проекта, значительно более оригинального и смелого.
Хочется добавить, что Епископский дворец в Асторге является одним из трех зданий, построенных Антонио Гауди за пределами Каталонии.
И еще один интересный момент, который, возможно, заинтересует филателистов. В 2012 году изображение этого прекрасного собора появилось на марках, в качестве совместного проекта России и Испании по теме «Архитектура».
Особенно эффектно смотрится лист из 8-ми марок и купона.
Колокола в Асторге
Редемптористы – католическая мужская монашеская конгрегация. Она была основана для помощи самым бедным и отверженным людям. Сейчас в мире насчитывается около 5,5 тыс. редемптористов. И Церковь Св. Франциска (Iglesia de San Francisco) в Асторге напоминает о них. В нише фасада церкви изображен основатель конгрегации Альфонсо Лигуори (1696-1787). Над зданием возвышается сразу несколько колоколов.
Необычная звонница установлена и над часовней Святого Креста. Сколько всего колоколов в Асторге?
В завершение разговора на религиозную тему нельзя не сказать о мученице Марте Асторгской, которая является покровительницей города с 1741 года.
Шоколадная столица?
Асторга привлекает путешественников не только своими религиозными памятниками, этот городок – подарок для любителей шоколада. В городе имеется даже Музей шоколада, открытый в 1994 году, и немало магазинчиков с великолепными шоколадными сувенирами.
Известно, что шоколад в Европе стал известен после открытия Америки Колумбом и покорения испанцами и португальцами Южной Америки. История шоколада рассказана в сотнях книг. И испанцы гордятся, что именно они «открыли шоколад» для Европы.
Будем лаконичны. В середине XVI века ученый-монах Бенцони представил королю Испании доклад о полезных свойствах жидкого шоколада. Доклад тут же засекретили, а шоколад объявили государственной тайной. И жители Асторги уверяют, что первый шоколад в Испании появился именно в их городе.
Так это или не так, но в XVIII-XIX веках основные доходы жители Асторги получали от производства и продажи шоколада. В музее представлены приспособления для изготовления разных сортов шоколада, здесь имеется коллекция кружек XVI века, в которых испанской знати подавали шоколадный напиток с горьким вкусом. Множество литографий и фотографий рассказывают о некогда процветающей шоколадной индустрии, во главе которой была Асторга. К 1914 году в городе насчитывалось 49 шоколадных фабрик!
А еще – самая приятная часть экскурсий – дегустация, когда можно будет попробовать множество сортов шоколада – от горького 90-процентного до миндального молочного с божественным вкусом.
На пути к Сантьяго-де Компостелла
В средние века город стал транзитной остановкой для тысяч паломников, направляющихся в Сантьяго-де-Компостела. Именно в Асторге во «французский путь» пилигримов вливалась «серебряная дорога», пересекающая всю Испанию с юга на север.
Путники обязательно шли в собор Санта-Мария-дель-Камино, где с давних пор стоит статуя Богоматери – покровительницы паломников.
В Асторге 24 приюта, где усталые путники могут отдохнуть, поесть, обсушить или постирать одежду, переночевать. У входа в один из таких приютов стоит памятник, напоминающий скорее переселенца, чем паломника.
И еще немного о гербе Асторги
Герб Асторги впечатляет. Лист пергамента увенчан короной. На щите на красном фоне – ветка дуба с яркими зелеными листьями и желудями. Знатокам геральдики расшифровать этот герб, думаю, не представит труда. Мне же кажется, что этот герб символизирует мощь и несокрушимость этого небольшого испанского городка. Сколько бед и напастей обрушивалось на Асторгу! А она стоит непоколебимо уже 2000 лет и сохраняет свою самобытность.
Сердечная благодарность моей любимой дочери за фотографии и рассказы. Мне очень понравились колокольчики-подарки из Асторги. Я столько узнала нового!
Ирина Лапина, Монреаль 2020
Фотографии Елены Лапиной, Асторга, 2018