Европейский калейдоскоп

Флоренция – значит "цветущая"

Флоренция вполне оправдывает свое имя. Там полно зелени, цветов, облетает цвет с одних деревьев, зато распускаются цветы, потом другие, и так продолжается всё время. Конечно, мы пошли в сады Боболи. Они расположены в самом центре города, только, чтобы обойти всё, надо подниматься вверх и вверх. Среди зелени прячутся то фонтан, то античная статуя. С веранды музея фарфора открывается вид на окрестности Флоренции. Необыкновенно красиво!

А сами сады являют собой один из лучших образцов парковой архитектуры итальянского Ренессанса. Вот где я нанюхалась цветочков и пофотографировала их.

Но Флоренция, конечно, прежде всего город искусства. Он небольшой, но в нем сосредоточено так много великих произведений живописи, скульптуры и архитектуры, как нигде в мире. Эти сокровища на площадях, в музеях и бесчисленных галереях, в боковых улочках, соборах и церквах. Здесь работали Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло и Галилей. В этом городе впервые додумались объединить искусство и коммерцию и стали его продавать. Отсюда родом современные банки и современная политика.

Флоренция

Нельзя, побывав во Флоренции, не посетить ее всемирно известные музеи. Готовясь к поездке, мы прочитали, что в очередях в Галерею Академии, в галерею Уффици можно стоять по нескольку часов, если не озаботиться приобретением билетов заранее. Поэтому мы забронировали и оплатили их по Интернету. Но, даже придя к открытию Галереи Академии, пришлось отстоять в очереди таких же предусмотрительных, как мы, туристов. "Нашу" очередь начали запускать первой, и двигалась она быстро, т.к. люди только получали билеты и не возились с деньгами. А вот вторая растянулась вдоль узкой улочки куда-то в бесконечность.

Флорентийская Академия художеств была открыта первой в Европе в 1563 году, а в конце 18 века при ней была основана Галерея, чтобы студенты брали пример с тосканских художников. Самая известная и знаменитая статуя в мире стоит именно в Галерее. Это статуя "Давида" Микеланджело. Она стоит в полукруглой ротонде и освещается естественным светом, льющимся из прозрачной крыши. Статуя, конечно, главный экспонат, вокруг нее всегда толпа. И хотя мы видели прекрасную копию "Давида" в Пушкинском музее в Москве несчетное количество раз, мы всё равно долго-долго стояли у оригинала.

Меньше народа, как ни странно, у четырех статуй "Рабов" того же Микеланджело. Они не были закончены, но относятся к наиболее значительным его произведениям. И Арта именно они впечатлили чрезвычайно. Потом он всё искал сувенир, уменьшенную их копию, но не попалось ничего такого.

Колокольчик

Флоренция. Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Флоренция. Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Флоренция. Коллекция Л.Францек

Около входа в знаменитейшую картинную галерею мира Уффици висит объявление, что стоять в очереди минимум полтора часа. На деле – много больше. Но и туда мы зарезервировали билеты, так что надо было только быстренько выкупить их. Галерея Уффици огромна, занимает 45 залов, расположенных в хронологическом порядке. Я очень рада, что увидела подлинники великих итальянцев. А многие репродукции и сочетание имя-название картины помнятся с 6 класса, из учебника истории средневековья. Это и "Весна", и "Рождение Венеры" Боттичелли, и единственная картина Леонардо да Винчи "Благовещение".

На площади Синьории, через которую обязательно проходишь, направляясь к галерее Уффици, стоит еще один "Давид". Но это копия. Раньше именно здесь стоял подлинник. История, кстати, вкратце такая. До того, как Микеланджело приступил к работе над статуей, кусок мрамора валялся на задворках одной из флорентийских церквей. Многим ваятелям предлагалось приняться за работу, но глыба была ущербной. В монолите была трещина. Сам Леонардо отказался от камня. Микеланджело представился случай доказать, что он способен превзойти мастера. И он приехал во Флоренцию из Рима. Три года потребовалось ему, чтобы из поврежденной глыбы высечь одну из прекраснейших статуй в истории мировой культуры. Когда зимой 1504 года "Давид" был закончен, Леонардо принял активное участие в выборе места для него. Он предлагал поставить статую, "подобной которой нет во всей Италии", в лоджии одного из домов, чтобы уберечь камень от непогоды. Но Микеланджело настоял на том, чтобы "Давид" возвышался на открытом пространстве. Что и было сделано. И только триста с лишним лет спустя изрядно попорченную статую отреставрировали и с почетом препроводили в зал Галереи Академии. Всё-таки, в конце концов, флорентийцы сделали так, как советовал Леонардо да Винчи.

Надо сказать, что копия на площади Синьории и оригинал в Академии идентичны по размеру, но на площади "Давид" кажется маленьким и не то чтобы грязноват, но и не чист. Конечно, из-за воздействия внешних факторов. А в Галерее мрамор статуи чуть ли не сияет. Там "Давиду" нашли очень правильное место.

Колокольчик

Флоренция. Коллекция В.Колобова

Колокольчик

Флоренция. Коллекция В.Колобова

Колокольчик

Флоренция. Коллекция В.Колобова

Как совершенно верно написано в одной статье, от искусства устаешь. "Особенно во Флоренции, где жил, хотя бы временно, всякий уважающий себя художник XV-XVI веков". А я бы добавила, что не просто устаешь, а даже одуреваешь. После осмотра трех музеев подряд пришло время пообедать и сменить вид деятельности.

Мы вышли на набережную реки Арно, очень мутной, может быть, от дождей и, наконец, наяву увидели знаменитый мост. По-итальянски он называется Понте Веккьо, Старый мост. Не он один соединяет берега реки Арно, но именно он известен по открыткам о Флоренции, и именно он тоже является одним из символов города. Мост был сооружен аж в 1345 году. Его отличительная черта – череда домов по обеим сторонам. Даже стоя на нем и заглядывая в окна этих домов, мне всё равно непонятно, как дома построены на мосту и как в них живут люди. Одно дело 1345 год, другое дело сейчас.

Это одно, что меня удивляло, а еще, чем мост собственно и знаменит. Ювелирными магазинами. Начиная с 16 века, лавки моста превратились в ювелирные магазины и мастерские. Даже, если человек совершенно равнодушен к драгоценностям, на проход через мост у него уйдет не меньше часа. А, если не равнодушен, ему захочется там поселиться.

Витрины притягивают и манят. Всё безумно красиво и необычно. Ты понимаешь, что это не ювелирный бутик, где каждая вещь находится строго на определенном месте, и все они выложены красиво, не просто так. Здесь – не то. Коробочки лежат плотными рядами, сколько помещается в витрине, изделия теснятся. И на каждом имеется ценник. В обычных ювелирных магазинах на дорогих вещах цен нет.

В одной журнальной статье итальянского, кстати, автора написано так: "Если вы женщина, возьмите с собой в спутники человека положительного, трезвого и скуповатого. Лучше всего мужа – чтобы не оставить там все свои деньги". А заканчивает он рассказ о мосте так: "Приходя сюда с женщинами, вы рискуете, что они застрянут, глазея на витрины ювелирных лавок, и вы больше никуда не попадете. Приехав без женщин, вы не увидите их глаза, когда они выходят на Старый мост. Лучше всё-таки с ними".

Лариса Францек