Россия в колокольчиках

И вдруг мы увидели базилики и башни Херсонеса!

"...И вдруг мы увидели базилики и башни Херсонеса! Город стоял на возвышенном месте, обнесенный крепостной стеною. Когда наши корабли обогнули его с востока на запад, мы явственно различили вход в гавань и каменную лестницу, спускающуюся к морю".

Таким предстал Херсонес перед Ираклием Метафрастом, друнгарием императорских кораблей, патрикием. Это роман Ант. Ладинского "Когда пал Херсонес", посвященный становлению отношений между Византийской империей и Киевской Русью. Повествование ведется от лица главного героя – патрикия Ираклия, которого император направил на помощь Херсонесу, осажденному войском князя Владимира (интересное начало отношений, ничего не скажешь).

Но речь не о сложно-запутанной политике Византии, а о Херсонесе. Когда я читала роман Ант. Ладинского, мне уже удалось побывать в музее-заповеднике, организованном на месте города, и увидеть пусть и не все, но многое о чем повествует главный герой. Я прекрасно понимаю, что автор романа Антонин Ладинский описывает те же постройки, что видела и я. Попросту ничего другого до наших дней и не сохранилось. Я также понимаю, что имею дело с художественным произведением, где в канву реальных исторических событий вплетен и художественный вымысел (но как умело это сделано!), что, по большому счету, не должно использоваться в качестве источника информации. Но я ведь не научным исследованием занимаюсь. Мне так интересна связь времен, так занимательно оказалось выбирать из текста романа отрывки с описанием того Херсонеса и сравнивать их с нынешним, так подробно представлен город в романе, что воображение без труда "дорисовывает" картину жизни средневекового Херсонеса. Поэтому второе посещение музея-заповедника в 2010 году было уже более обдуманным и осмысленным.

Севастополь, Херсонес. Остатки базилики рядом с Владимирским собором

Остатки базилики рядом с Владимирским собором

Севастополь, Херсонес. Остатки дома IV - III века до н.э.

Остатки дома IV - III века до н.э.

И вот оно первое сравнение. Порт города. Шумный, многоликий, многоязыкий. Корабли прибывают в гавань, корабли ее покидают. Люди суетятся, что-то разгружают-загружают, спорят, общаются. Можно фантазировать до бесконечности. Скорее всего, в романе описывается бухта, которая сейчас носит название Карантинной. Порт располагался именно там, больше негде. Сохранилась часть стены, огораживающая гавань, и пилоны морских ворот. Сейчас они под водой – уровень моря поднялся. В конце сентября в Карантинной бухте тихо. Волна даже и не плещется о песчаный берег, вода прозрачна, а чуть дальше от берега стоят современные военные корабли. А вот дромоны, оснащенные греческим огнем, прибывшие в Херсонес под началом Ираклия находились совсем не там. Они расположились в Гавани Символов, она же Сююмболон Лимен (это древнегреческий), она же бухта листригонов (это из "Одиссеи"), она же Балаклавская бухта. Однако Балаклава это уже совсем другой город.

В своих рассуждениях о Херсонесе Ираклий дает ему довольно подробную характеристику. Это не внешнее описание, хотя и оно тоже присутствует, речь идет о значении города в составе Византийского государства, о его развитии и, к сожалению, последующем упадке:

"...В существовании ромейского государства Херсонес всегда играл огромную роль. Отсюда мы получаем в большом количестве дешевую соленую рыбу, которой кормится бедное население столицы, соль и необходимых для наших войск коней. Херсонес является местом, где скрещиваются торговые пути из Азии в Скифию, а из Скифии к берегам Понта. Этими путями с необыкновенной предприимчивостью пользуются русские, хазарские, греческие и даже сарацинские купцы. Ладьи, караваны верблюдов или запряженные медлительными волами повозки везут в Херсонес самые различные товары. Из глубины Азии сюда доставляют шелк и индийские специи, особенно перец, а потом переправляют в Константинополь или на Запад. Отсюда важная торговая дорога лежит в Киев, в другой славянский город - Фрагу, где много каменных зданий, в Саксонию и города на Рейне".

Севастополь, Херсонес. Общественное здание греческого периода и византийский храм с аркосолиями

Общественное здание греческого периода и византийский храм с аркосолиями

Кстати о рыбе, насколько я поняла, ее засолка и последующая продажа приносили горожанам большие доходы. Уже в последние два столетия римского периода (который длился с I века до н. э. по IV век н. э.) истории города процветало рыбозасолочное производство, и даже сохранились цистерны на территории усадьбы рыбопромышленника. Неудивительно, что херсониты торговали рыбкой и в X веке. Соленая рыбка их в итоге-то и сгубила в дни осады города дружиной Владимира (это по версии Ант. Ладинского). Теперь об упадке:

"...Уже давно Херсонес находился в упадке. Его разоряли хазары и кочевники. Русские владения были близко. На севере они простирались до устья Борисфена, а на востоке много руссов поселилось за Боспорским проливом. Прочные городские стены, сложенные из желтоватого камня, что дало повод хазарам называть эту твердыню "Желтым городом", стояли нерушимо. Но воинов в его ограде насчитывалось мало, и прославленные метательные машины давно пришли в негодность, и около них не было опытных баллистиариев. Жители Херсонеса считали всегда, что они живут не в городе, а в темнице, потому, что за стенами было небезопасно. Даже некоторая часть собственно городского населения была варварского происхождения. Здесь насчитывалось много пришлых людей и среди них даже руссов, которых забросили сюда торговые дела или страсть к перемене мест".

Однако в этом отрывке меня заинтересовал совсем не факт упадка, а две другие вещи. Первая из них - руссы. Под эту "гребенку" у византийцев, как мне показалось, попадали не только жители Киевской Руси, но и новгородцы, псковичи, наверняка жители Ростово-Суздальского и других княжеств, располагавшихся на нынешней европейской территории России. Видимо, еще до нападения Князя Владимира на Херсонес начали устанавливаться отношения с византийцами, неофициальным, так сказать порядком, скорее всего в сфере торговли и предпринимательства. А в XII веке в Херсонесе уже было русское подворье, занимавшее целый квартал. Я видела его остатки, даже сфотографировала, правда, теперь в ворохе фотографий не могу найти точно – фундаменты-то у домов все одинаковые ?.

Севастополь, Херсонес

Небо

Вторая вещь, которая привлекла мое внимание в этом отрывке, - описание стен Херсонеса. Если фразу про стены "вырвать" из контекста, то она принимает смысл, противоположный самому контексту, а это лукавство, поэтому я и привела весь отрывок полностью. Стены и башни действительно желтоватого цвета и даже теперь смотрятся очень мощно.

"...Ни в одном ромейском городе, кроме Константинополя и Салоник, не было таких мощных крепостных укреплений. Вход в порт тоже был некогда защищен высокими башнями и прегражден железными цепями...".

С портом, вроде, уже разобрались. Теперь укрепления Херсонеса.

"...прекрасный и сильный город, как его называли древние авторы, с неприступными стенами, протянувшимися на протяжении шестидесяти стадий..."

А вот это пример "вырывания" фразы из контекста: дальше в этом отрывке говориться, что город горел, и следует описание дымящихся кварталов.

Стены и башни Херсонеса подробно и обстоятельно изучаются уже давно. Мне доводилось просмотреть одно исследование, датированное началом XX века. Ну, а я в глубокие исследования вдаваться не стала, не тот уровень. Когда попала в Херсонес в сентябре 2010 года, просто более подробно посмотрела часть стен на юго-восточной стороне города. Опять не буду лукавить, это наиболее распиаренный во многих путеводителях кусок городской стены и там много объектов, которые может различить и простой турист.

Севастополь, Херсонес. Напольная мозаика

Напольная мозаика

Стена здесь двойная. Внутренняя – построена в греческий период. Потом к ней руку приложили римляне, потом ромеи (сиречь византийцы). Такой слоеный пирожок. Внешняя стена – более низкая, построена в римские времена. У нее есть свое название – протохизма. Как же мне нравятся греческие и римские названия – звучат красиво и умно. Между стенами коридор, у него тоже греческое имя – перибол. Если враги попадали вдруг в периобол, преодолев протохизму (звучит!), то чего только в этом случае им на головы не лилось и не падало. В довершение ко всему перибол еще и перегораживался внутренними воротами. В стенах сохранились выступы, к которым крепились створки.

Через древние ворота греческого периода (предполагают, что построены еще до нашей эры, в IV веке) я попала в перибол, но через несколько метров уперлась в кусок металлического шифера (часть стены ремонтировалась, что не может не радовать), перегораживающего дорогу. Пришлось вернуться. Но мне сильно хотелось пройти до башни Зенона, она очень известная, поэтому я стала искать путь со стороны города. Прошла мимо общественного здания греческого периода (оно довольно большое и однозначно идентифицируется благодаря карте) и средневековый храм-усыпальницу (XII век) с аркосолиями. Аркосолии – это полукруглые ниши, где и были захоронения. Вот именно благодаря аркосолиям я этот храм и смогла на карте опознать. Эти две постройки я еще в первый раз выучила, очень гордилась своим "достижением". Как же без опознавательной таблички сама смогла разобраться! А с табличками в Херсонесе, действительно, беда. Где-то есть, но немного. Ничего за пять лет не изменилось.

Севастополь, Херсонес. Крещальня Уваровской базилики

Крещальня Уваровской базилики

Потом шла между фундаментами построек, иногда перелезала через них. И вот увидела в стене полукруглую такую калиточку (похоже, Ант. Ладинский ее упоминает при описании процесса предательства одного из горожан во время осады). Через нее-то я и попала обратно в перибол, но с другой стороны шиферной загородки. Так я смогла добраться до башни Зенона. Она очень большая, видно, была очень мощная. Построена в V веке во времена императора, очевидно, Зенона. Около этой башни я увидела интересную деталь. Одна оборонительная стена заходит за другую. Нечто подобное мне встречалось в Пскове и в Изборске. Там это называлось захаб, а здесь клавикула (о, эти римские названия!). Хотя, кто его знает, может, все же разные вещи...

После я вернулась в цитадель - "рабочее" название части города, в которой я так подробно смотрела укрепления, забралась на стену. Было не трудно, есть вполне надежная каменная лестница. Со стены посмотрела на цитадель. Помимо общественного здания и храма там еще сохранились остатки римских и византийских построек.

Но возвращаемся к размышлениям Ираклия Метафраста. Говоря об упадке Херсонеса, патрикий все же снисходителен:

"...Но за последние годы в Херсонесе снова стала расцветать торговля, и до таких размеров, что потребовалось вновь учредить монетный двор, чеканивший свою собственную серебряную и медную монету с монограммой василевсов. Увы, она уже не отличалась тем искусством чеканки, каким славились древние херсонесские драхмы. Я видел случайно одну такую драхму. На ней была изображена коленопреклоненная Артемида в коротком хитоне, поражающая копьем оленя, а на оборотной стороне - бодающий бык, атрибут Геракла, и, судя по чудесной работе, можно было сказать, что чеканщик был большим художником".

Монетный двор Херсонеса мы видели. Он находится недалеко от средневекового отдела музея. Монетный двор – одна из немногих построек, снабженных табличкой. Табличка повествует, что двор был построен в IV – III веках до н. э. Та монетка, о которой рассказывает Ираклий, она действительно была. Я нашла ее описание. Это древнегреческая монета третьей четверти IV до н. э., называется дихалк, медная. Видела, продается много разновидностей брелоков – копий монет древнего Херсонеса. Некоторые из них специально обрабатываются, чтобы выглядели, как древние.

Севастополь, Херсонес. Древние ворота Херсонеса

Древние ворота Херсонеса

"...Главные ворота выходили на север. Они были укреплены четырехугольной башней, но почему-то справа, а не слева, что позволило бы обстреливать неприятельских воинов при нападении с той стороны, где у них нет щитов. Но проход был достаточно узок, чтобы в этой каменной ловушке остановить нападающих, и, кроме деревянных ворот, обитых медью, снабжен еще так называемой катарактой, или огромной железной решеткой, опускаемой с грохотом в решительный момент".

Как же виртуозно Ант. Ладинский использует реальный исторический материал в своем романе! Действительно, с северной стороны есть такая башня, она четырехугольная, только находится не справа, а слева (но это относительно, с какой стороны смотреть...). Рядом с той башней, действительно, есть проезд шириной около 3-х метров. Ворота датируются как раз X веком, а до того использовали древние ворота на юго-востоке, о которых я рассказывала выше. Скажу честно, мы у северных ворот не были. Эта часть города не столь густо "населена" достопримечательностями, время ограничено, да и цели строго следовать за описанием Ираклия не было вообще. Информацию, подтверждающую существование ворот и башни на северной стороне города, я почерпнула из не художественной литературы. А смотреть их я буду, когда приеду в третий раз.

"...Акведук шел с восточной стороны. На расстоянии двадцати стадий от города находился источник, из которого вода струилась по глиняным подземным трубам в херсонесские цистерны".

Севастополь, Херсонес. Восточная часть городища

Восточная часть городища

Акведук, я не уверена, что сохранился. По крайней мере, пока в литературе ничего похожего не встретила. А вот про водопровод, построенный римлянами, читала. Было шесть линий водопровода, вода подавалась в город с Балаклавских высот. Керамические трубы водопровода сохранились и "работали" еще в Крымскую войну. А одна линия действует в Севастополе и сейчас. Вот уж не знаю, верить или нет. Керамическую трубу "в живую" я не видела, только на фото. Зато водосборную цистерну, даже сфотографировала.

"...Мощеные улицы, продольные и поперечные, - некоторые из них спускались красивыми лестницами к морю, - содержались в порядке и были снабжены водостоками".

Улицы, действительно, продольные и поперечные. Если посмотреть на карту городища на сайте музея-заповедника, или на фотографии, сделанные сверху, то параллельно-перпендикулярная разбивка на кварталы видна очень хорошо. Спуск к морю – современная бетонная лестница ведет со смотровой площадки, хотя в одном месте, мне показалось, что лежат старые камни. Берег моря (речь идет не о Карантинной бухте, а о береге с другой стороны) очень сильно выщерблен и изрезан ветром и водой, имеет совершенно фантастические очертания. Когда мы шли вдоль моря, то встретили табличку, что в этом месте берег представляет собой памятник гидро-чего-то там, уже не помню. Вода прозрачная. И пляж очень хороший. Сохранились остатки купальни Херсонесского монастыря. Как будто бы небольшой каменный бассейн в море. Мы там купались, вместе с нами купались воробьи.

"...Дома в Херсонесе строятся из камня; они двухэтажные, покрыты красной черепицей и на улицы обращены своими глухими стенами. Вход в такое жилище обычно со стороны внутреннего двора, куда можно попасть через узкий переулок. На площадях стоят многочисленные церкви, общественные бани, а иногда и фонтаны, где струи истекают из львиных пастей. Здесь местные хозяйки берут воду для приготовления пищи.

Севастополь, Херсонес. Внутренняя стена, внешняя стена, башня Зенона

Внутренняя стена, внешняя стена, башня Зенона

Двери часто полукруглые, с украшениями над ними или с выбитыми в камне крестами, охраняющими обитателей от козней дьявола".

Домов, наверное, в Херсонесе было много, как-никак большой город. Однако дома простых людей, никакой специфической профессией не обладающих, никакими званиями и наградами не отмеченных, дома, в которых никаких сокровищ не найдено, фигурируют в различных описаниях в меньшей степени, чем дом винодела, например, или дом красильщика. Это такие яркие примеры "именных" домов в Херсонесе. Там археологи нашли много всего, что указывает на род деятельности владельца. Дом винодела мы видели, в нем трапаны сохранились, где давили виноград. Мы как раз уже покидали музей-заповедник и прошли мимо экскурсионной группы, подслушали немного. Еще эллинистический дом есть, он отличился тем, что очень древний, там нашли красивую мозаику, сложенную из гальки. Мы бродили в той части городища, искали базилику в базилике, видели и этот дом. Ну вот, и до культовых построек добрались...

"...Мы заходили с магистром Леонтием в церкви и базилики. Многие были переделаны из языческих капищ. Особенно мне понравилась древняя базилика на высоком берегу моря. Ее прежде всего видят мореходы с кораблей. Мы перешагнули мраморный, стертый ногами молящихся порог и вступили в обширное, полное воздуха и света помещение. Базилика это трехнефная, и на каждой стороне ее стоят по одиннадцать мраморных колонн, украшенных капителями с монограммами Христа, крестами и листьями аканта. На колоннах греческие надписи с именами благодетелей святого храма. Но имена римские. Я прочел: "Валериан, сын Валерия". И дальше: "Маркиан, сын Гая"... Эти мраморные столпы как бы ведут мысли верных к абсиде, где совершается жертва. Пол в базилике из белых мраморных плит, а по бокам покрыт богатой стеклянной мозаикой - черные круги по желтому фону, с белыми квадратами в центре их пересечения".

Судя по значимости, расположению, размерам, это та базилика, которая сейчас носит название Уваровской (стараниями князя-мецената были проведены раскопки, благодаря которым нашли базилику). Это храм VI века, я так поняла, был что-то вроде кафедрального собора. Я видела рисунок с изображением исторической реконструкции базилики. Если верить рисунку, храм просто огромный с очень сложной планировкой. Немудрено, что он мог быть виден еще при подходе к городу.

Севастополь, Херсонес. Вид на городище от сигнального колокола

Вид на городище от сигнального колокола

"...Рядом с базиликой стоит крещальня - небольших размеров строение с основанием в виде креста. Пол здесь тоже мозаичный, с рисунком, составленным из лоз с красными и черными гроздьями; в другом месте - из кругов, в каждом из которых помещена птица, а в центральном круге павлин с распущенным хвостом, как символ вечности.

Посреди крещальни помещается круглая мраморная купель. Мы рассмотрели, что вода в нее подается по глиняной трубе, а отсюда истекает в колодец. Диаметр купели - восемь локтей".

Крещальня (баптистерий) – еще одно доказательство того, что речь идет об Уваровской базилике. Крещальня существует и сейчас, мы видели ее. Не обнаружить трудно, так как в настоящее время над купелью установлена ротонда.

Мозаичные полы мы тоже видели, правда, я не уверена, что они из Уваровской базилики и ее крещальни. На территории музея-заповедника есть крытый павильон, где располагаются напольные мозаики из храмов Херсонеса. Есть там и мозаики и с изображением гроздей винограда, и птиц.

"...В центре города стоят другие храмы. Многие из них с усыпальницами, богато украшены мозаикой и стенной живописью. Это - церкви Двенадцати апостолов, Софии, св. Прокопия, св. Иакова. Последний храм стоит на площади, где в Херсонесе происходит торг и где в те дни еще стояла квадрига на триумфальной арке Феодосия. На противоположной стороне площади расположены термы, и однажды мы посетили их, чтобы омыть свои тела от дорожного праха. Это весьма древнее каменное здание, состоявшее из двух помещений: в одном люди раздеваются, в другом совершают омовение. Рядом находится пристройка с топкой, откуда в мыльню по трубам поступает горячая вода и раскаленный воздух, потребный для вызывания пота у моющихся и согревания бани в зимнее время".

Севастополь, Херсонес. Вид на Владимирский собор с Восточной площади

Вид на Владимирский собор с Восточной площади

Сейчас недалеко от бани расположен сигнальный колокол, поэтому, когда фотографировались около него, невольно обратили на остатки здания с "окошками" в стене. Это и есть баня. Благодаря "окошкам" ее удалось идентифицировать, хотя таблички и нет. Тоже "достижение"! Кстати, еще римские термы есть в цитадели. Когда я там бродила, то, скорее всего, видела их. Однако без помощи специалиста разобраться сложно. Теперь храм "на площади". Я могу, конечно, ошибаться, но по месторасположению очень подходит Северная базилика. Это нынешнее название, данное археологами, так я понимаю. Здесь и пространство, которое вполне могло быть площадью, и баня, которая, видимо все же, та самая...

"...На главной улице города, которая называется Аракса и вдоль которой с одной стороны шел водосток, некий житель говорил слушателю, указывая на нас перстом:
- Посланцы василевса. В порту стоит ромейский корабль. А прочие - в гавани Символов..."

В этом отрывке мне интересна главная улица Херсонеса. Я не знаю, как она называлась в по-настоящему. Возможно, что действительно так. Я уже не раз убедилась, что Ант. Ладинский использует исторический материал, причем, весьма грамотно, с соблюдением соответствия реальным постройкам и их расположению в городе. Так вот, главная улица. Мы прошлись по ней до самого моря. Видели остатки дома греческого периода. Предполагают, даже, что это был дворец знатного горожанина с множеством комнат. Там, у моря была Восточная площадь, одна из самых крупных и древних в городе. Она выложена каменными плитами, которым несколько тысяч лет. Подумать только, я ходила по этим плитам! На площади – остатки базилики, это можно понять по полукруглой апсиде и "пенькам" колонн. Ближе к Карантинной бухте тоже остатки каких-то построек. На фундаменте одной из них сладко спал парнишка, хорошо ему, наверное, было на теплых камнях под ласковым солнышком. А совсем вдалеке, уже на заднем плане – новостройки Севастополя...

Севастополь, Херсонес

Берег моря

"...Фотин оказался очень любезным человеком и по нашей просьбе согласился показать камень с прославленной присягой херсонитов. Мы шли по довольно широкой улице, вымощенной плитами, чувствовали приятную легкость во всех членах тела после бани и слушали нашего проводника. Играя присвоенной ему печатью с изображением креста среди двух произрастающих лоз, он уверенно вел нас по кривым переулкам к древнему храму, тоже некогда посвященному какому-нибудь языческому ложному богу. На маленькой площади росли три огромных дуба. Возможно, что здесь некогда была палестра, судя по выщербленным непогодою мраморным скамьям.
- Вот мы и у цели нашего пути, - показал Фотин на мраморную плиту у стены храма.
Мы склонились над нею, и Леонтий стал разбирать надпись, уже пострадавшую от времени. Он читал ее вслух, и даже в его произношении слова наполнили воздух аттической музыкой.
- "Клянусь Зевсом, Солнцем, Девою, всеми олимпийскими богами, богинями и героями, кои владеют городом, страною и укреплениями..."
Он остановился."
"...Потом он стал читать:
- "Клянусь, что буду единодушен со всеми гражданами в защите благосостояния и свободы города и не предам Херсонес, ни Киркинитиды, ни Прекрасную гавань, ни другие укрепленные места, коими владеют херсониты, ни варварам, ни эллинам, но буду охранять все это для народа херсонитов и не нарушу демократии..."
Леонтий опять умолк.
- Нельзя сказать, что современные нам херсониты достойны своих предков,
- рассмеялся он.
Фотин благоразумно пояснил:
- Меняются времена, и вместе с ними изменяются обстоятельства.
Однако видно было, что клятва мало интересовала моих спутников. Я сам дочитал ее текст:
- "И не передам на словах ничего тайного ни эллину, ни варвару, что может принести ущерб нашему городу, и никакого дара не дам и не приму ко вреду его граждан, и хлеба, вывозного с равнины, не буду продавать нигде, кроме как в Херсонесе...""

Ни в 2005, ни в 2010 мне не удалось посмотреть стелу с присягой херсонитов на верность городу. Античный отдел до сих пор на ремонте, который начался как раз в 2005 году. Обидно. Надеюсь, что в третий раз стела от меня не ускользнет ?. А вот в романе, судя по описанию, стела находится на площади, которую сейчас называют Малая агора (кстати, странно, путеводитель, например, пишет, что стелу обнаружили на Агоре, т.е. центральной площади). Там рядом античный театр (наверное, это и есть те самые скамьи). Вокруг площади было много зданий, в том числе и гимнасий. Керкинитида – тоже греческий город, теперь это Евпатория. Прекрасная гавань (Калос Лимен) также находится на западном побережье Крыма, на территории поселка Черноморский.

Севастополь, Херсонес. Античный театр и храм с ковчегом

Античный театр и храм с ковчегом

Раз уж упомянула театр, то немного о нем. Он большой, вмещал около 2000 зрителей. Не помню где, я читала, что из античных городов Северного Причерноморья только Херсонес может похвастаться театром. Не знаю, так ли это. Нимфей (на азовском побережье под Керчью), например, еще не до конца раскопали... С приходом христианства представления были запрещены. Театр стали разбирать на стройматериалы, прямо там же, на месте, возвели храмы. Сейчас остались только каменные скамьи. Театр – одно из моих любимых мест в Херсонесе.

"...А я испытывал почему-то печаль, вспоминая только что прочитанные слова на камне, и на некоторое время даже забыл о действительности. ... Но странно - каждый раз, когда я читаю языческого философа, или смотрю на мрамор статуи, или просто касаюсь рукой древних камней, мне почему-то становится грустно, и точно какая-то заря начинает тогда мерцать мне во мраке".

Не могу не согласиться с Метафрастом. Сама не знаю почему, но меня тянет к древним камням, колоннам, статуям... Интересно бродить между постройками, рассматривать их, представлять сцены из жизни города. Если хотя бы на минутку задуматься сколько лет, хм... веков, этим камням... А потом, действительно, становится грустно. Наверное, потому, что надо возвращаться в современный мир, сумасшедший и стремительный... Я люблю Херсонес. Не могу объяснить за что. Вот он такой и все.

Севастополь, Херсонес

Это была главная улица города

Удобное расположение, во-первых, у моря в удобной бухте, во-вторых, на пересечении торговых путей, все время обращало на Херсонес чей-нибудь интерес. Город основали греки как полис в V веке до н. э. В III веке до н. э. Херсонес тревожили скифы. Во II веке до н.э. город попал в сферу влияния Боспорского Царства, а в I веке до н.э. – уже римской империи, с IV века нашей эры Херсонес – византийский. Наверное, поэтому такое смешение времен в этом городе. Театр – греческий, прямо на нем – христианский храм, внешняя оборонительная стена – римская, рядом с остатками античного общественного здания соседствует византийская базилика. И так везде. Цитадель заросла разнотравьем, но это совсем не скрывает римских построек. Главная улица города возникла в "греческие времена", а по бокам то античная усадьба, то византийский дом, то снова средневековая базилика. И над всем этим царит Владимирский собор – современный по сравнению со всем остальным, но построенный на месте очень древнего храма, остатки которого бережно сохраняли в дореволюционные времена. Исторический паноптикум какой-то.

"...Над Понтом Эвксинским садилось солнце, прекрасное, как в четвертый день творения. Паруса медленно всползали на мачты. Корабли один за другим вышли из гавани Символов. Пользуясь благоприятным ветром, мы отплыли к василевсу".

А мы пошли на маршрутку...

 Коллекция А.Барановой

Коллекция А.Барановой

P.S. Напротив главного входа в музей заповедник – арт-галерея "Зеленая пирамида". Там большое разнообразие стильных и оригинальных безделушек, в том числе и великолепные авторские колокольчики...

Анна Баранова

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи». На выставке были представлены колокольчики с изображением символики и достопримечательностей городов и других уголков России, фотографии и впечатления о путешествиях.
Подробнее