Европейский калейдоскоп

Мостики и улочки Венеции

В Венецию добрались затемно, поэтому не довелось мне испытать того сильного, говорят, впечатления, когда поезд мчит по узкой, длинной полоске земли, а везде вокруг плещется вода. Железнодорожный мост был построен аж в 1846 году, а в 1932 был расширен для автомобильного движения. Оказывается, некоторые жители Венеции до сих пор не хотят примириться с тем, что Венеция перестала быть островом.

Чаще всего встречаемое определение по отношению к Венеции – сказочная. И это правда. И второго такого города нет. Питер тоже стоит на воде, там тоже мосты и каналы. Но у Питера совсем другая красота, другая история и жизнь. Венеция более праздная и более ориентированная на туристов.

Мы узнали, что число жителей города постоянно сокращается из-за дороговизны, невозможности иметь машину и количества туристов. Квадратный метр жилья стоит от пяти тысяч евро, а туристов бывает в сто раз больше, чем проживает венецианцев. Сейчас в Венеции живет 60 тысяч человек.

В Венеции нет ни одного серьезного производства за исключением стекольного, город живет исключительно за счет кошельков туристов. Удивительно, но уже в конце 18 века доходы от туризма составляли значительную часть бюджета Венеции.

Дата основания Венеции известна с точностью до дня: пятница 25 марта 421 года. За полторы тысячи лет своей истории город обрел застывшие уже границы и лежит на 118 островах, соединенных четырьмя сотнями мостов.

Про Венецию столько всего написано, как правило, с восторгом и в превосходных степенях, что отличиться оригинальностью трудно. Меня поразили дома, стоящие прямо на воде, узейшие улочки, их сумрачность и тишина, хотя взад и вперед бродят толпы туристов. Светло же только на мостах, площадях и других открытых пространствах. Хотя я и читала про эти деревянные сваи, и экскурсовод объясняла про фундамент, я всё равно не понимаю, как дома могут стоять на воде, и назначение свай, похожих на столбы, связанные по три штуки и воткнутые тут и там, везде на водной глади, мне понятно только теоретически. Представить, что они, эти столбы, делают, а главное, как – я не могу.

Колокольчик

Венеция. Коллекция А.Салкуцан

И мостики меня поразили чрезвычайно. Их сложно назвать мостами. Они маленькие, узкие, перекинуты часто в нескольких метрах друг от друга. Как в обычном городке тропинки, так в Венеции мостики. Самое интересное – стоять на них и смотреть на каналы, глазеть на окна, на многих из которых благоухают цветы, пытаться увидеть, что в окнах, разглядывать развешанное на веревках через канал белье и удивляться, что у них в Венеции нет стиральных машинок с сушкой, что ли. И только любопытство гонит и гонит дальше. И ты думаешь, что самый необыкновенный мостик ты еще не встретил, самый красивый вид каналов еще камерой не схватил.

Венеция

Фото Л. Францек

Венеция

Фото Л. Францек

В Венеции нет машин, потому что здесь нет дорог. Вместо дорог – каналы. Поэтому внутри города очень тихо, а ближе к каналам уже слышен шум моторных лодок. Мы видели лодки, увозящие мусор, лодки, с которых разгружают продукты, лодки-полицейские катера, лодки-такси. Есть лодки-скорая помощь. Главная артерия, где бьется пульс города, где необыкновенно оживленно всегда, в любое время дня и ночи, - это Большой канал. По нему курсируют пассажирские речные трамвайчики. На берегу оборудованы остановки, на них написано название, указан номер трамвайчика и схема его движения, есть касса, где можно купить билет. По Большому каналу мы проехали трижды: с и до железнодорожного вокзала и специально вечером, чтобы посмотреть на освещенные фасады домов.

Венеция

Фото Л. Францек

Все книги, книжки и книжечки, журналы и буклеты в один голос утверждают, что турист в Венеции просто обязан прокатиться на гондоле. Гондола – это, наверное, первое, что приходит в голову после произнесения слова Венеция. И я, памятуя, что в Питере необыкновеннейшие впечатления получаешь именно от прогулок на лодке по каналам, а не только по Неве, сразу решила, что на гондоле в Венеции надо проехаться по каналам, там, где мы ходили по мостикам, связывающим узенькие-преузенькие улочки. А для Большого канала хорош трамвайчик. Так и сделали. Ближе к вечеру у пристани Сан Марко мы набрели на большую стоянку гондол и стали интересоваться ценой за ожидаемое удовольствие. И гондольеры, надо сказать, цену себе знают. За 50 минут поездки просят 80 евро! Пару раз мы просто разворачивались и шли дальше. Никто из них даже ухом не повел. А в третий раз за нами побежал один с криками "Мистер! Мистер!" Клюнуло, как говорится, и Арт стал торговаться. Сговорились на 60 евро за полчаса. И это дорого, но за романтику надо платить.

В Венеции всего 70 потомственных семей гондольеров. Построить гондолу стоит 35 тысяч долларов, а управлять ей учатся шесть лет. Конечно, прогулка незабываема, конечно, сравнивать не с чем.

Колокольчик

Венеция. Коллекция В.Колобова

Колокольчик

Венеция. Коллекция В.Колобова

Колокольчик

Венеция. Коллекция В.Колобова

Венецию называли гостиной Европы, а ее главную площадь, Сан Марко, Наполеон назвал "лучшим из салонов Европы". Площадь действительно намертво впечатывается в память. Мы пришли туда утром, и она была очень малолюдна. Постепенно площадь заполнялась торговцами, раскладывающими для продажи сувениры, пакетики с семечками для голубей, открывались магазины, кафе, туристические бюро, под аркадами Старых Прокураций расставлялись кофейные столики и стулья, прибывали туристы. Когда же через два с половиной часа закончилась наша экскурсия и мы опять очутились на площади, там уже было не протолкнуться. Безлюдность и почти безмолвие утра сменились оживлением и гвалтом, многоголосицей людского говора на всех языках и воркованием голубей.

Площадь Сан Марко – это сердце Венеции. А центром самой площади является собор Сан Марко, шедевр мировой архитектуры. В его алтарной части, по преданию, захоронены мощи апостола Марка. Венецианцы похитили их у турок в Александрии в 828 году и вывезли в Венецию в бочках с солониной. Конечно, мы посетили собор, выстояв очередь под проливным дождем. В собор не разрешается входить с рюкзаками, поэтому туристы, чертыхаясь, идут сдавать их в камеру хранения.

Во Дворец дожей мы ходили с экскурсией, которую вела миниатюрная дама, по виду типичная француженка, что впоследствии и подтвердилось. Маленькая, подвижная, лет минимум 65, она живет в Венеции уже 30 лет, куда переехала из Франции, выйдя замуж за венецианца. С нами говорила по-английски, иногда почему-то в ее речи явственно звучал сильный французский акцент, и тогда слова произносились по-французски, с ударением на последний слог, и делались другие смешные ошибки.

Колокольчик

Венеция. Коллекция Л.Францек

Именно эта дама и объясняла нам про деревянные сваи, и что Дворец дождей тоже стоит на сваях. Поэтому, даже находясь внутри него, чувствуется, как пол ходит, как палуба на корабле. Через некоторое время я почуяла, что это не пустые слова, что меня укачивает, меня отвратительно укачивает внутри большого дворца! Я перехожу из зала в зал, а такое чувство, что я иду по кораблю, и его качает! Эти крайне неприятные для меня ощущения также записаны как сильнейшие впечатления от Венеции.

Во Дворце дожей по каким-то переходам и закоулкам нас довели до здания бывшей тюрьмы. Эти два здания соединены знаменитым мостом Вздохов, названным так, потому что заключенные, проходя по нему, могли последний раз взглянуть на небо, вдохнуть морской воздух и вздохнуть. Тюрьма известна тем, что в ней сидел Казанова и исчез оттуда невероятным образом.

Венеция – это острова. Кладбище находится на отдельном острове, Сан Микеле. Там лежат наши Дягилев, Стравинский, Бродский. Мы побывали на другом острове, Торчелло. На острове с 7 века сохранилось самое древнее здание во всей лагуне, огромный византийский собор Санта-Мария Ассунта, освященный в его нынешнем виде в 1008 году. Часть его мозаик датируется тем же 7 веком.

Наша гостиница в Венеции находилась недалеко от моста Риальто. Сам мост и округа вокруг него – место совершенно замечательное. Вокруг кипит жизнь круглые сутки, кто-то приезжает и спускается с трапа трамвайчика, громыхая чемоданами на колесах. Кто-то, наоборот, с такими же чемоданами грузится в вапоретто, чтобы добраться до вокзала. В нескольких метрах от моста – знаменитый рынок, носящий то же имя, Риальто. Он известен с 1098 года. Рядом – рыбный рынок. Я хотела посмотреть именно рыбный, но был понедельник, когда он закрыт, поэтому пришлось радоваться фруктам и овощам, удивляться неизвестным мне дарам итальянских садов и огородов и сравнивать тамошние и московские цены.

Над судьбой Венеции задумываются и те, кто видел ее красоты, и те, кто только понаслышке знает о них. Каждую зиму ветры гонят морскую воду в лагуну, и она затопляет улицы и площади. Из-за постоянного оседания грунта и повышения уровня воды Венеция погружается в лагуну. Так-то подумаешь, простоял город полторы тысячи лет, неужели к концу нынешнего века он совсем погрузится под воду, как предсказывают эксперты?

Лариса Францек