Цюрих, Гроссмюнстер, 185 ступенек наверх
Очерк второй
Летом 2012 года я провела пять дней в Цюрихе. Первый очерк «Цюрих – город банкиров, витражей, фонтанов, шоколада, часов, колоколов и колокольчиков...» был опубликован, и предполагалось продолжение.
К сожалению, не помню, почему не написала сразу следующие швейцарские очерки. И вот сейчас, разбирая свой архив, хочется, чтобы те незабываемые впечатления были описаны. Помню, мне запомнился подъем к башням собора Гроссмюнстер, как считала ступеньки, как любовалась панорамой города, а потом, спустившись вниз, восхищалась изумительными витражами.
Колокольчик Гроссмюнстер. Коллекция Ирины Лапиной
Гроссмюнстер (Grossmunster) – главный собор в Цюрихе, святыня протестантов всего мира. История собора начинается в IX веке. Здесь стояла церковь, построенная Карлом Великим, основателем Священной Римской империи. Любопытно, согласно историкам, в раннее средневековье имя Карла стало синонимом могучего властителя: по латинской форме имени Карла – Carolus – правителей отдельных государств стали в Европе называть «королями».
Собор, как и все старые церкви, неоднократно перестраивался, пока, наконец, не принял современный облик.
Отметим, что его северная башня чуть выше своей соседки-двойняшки, поскольку в ней находится колокол.
Собор виден практически отовсюду, но особенно хорош он в лучах заката со стороны церкви Фраумюнстер, или с туристического катера, на котором я плавала каждый день по озеру, пока жила в Цюрихе.
В первый день я была у собора вечером, долго стояла у входа, рассматривая его живописные бронзовые барельефы.
А вот на следующий день направилась в собор с целью подняться на башню. Внутри оказалось все до аскетичности просто, украшением были цветные витражи, среди них выделялись работы Августо Джакометти. Они завораживают.
Я поднялась по винтовой каменной лестнице – 60 ступенек, потом еще ступеньки по деревянным пролетам – всего 185. Тяжело. Но панорама стоила того. Красивый город.
На следующий день была изумительная погода. Ярко светило солнце. Башни были великолепно очерчены на ярком сине-голубом небе. Хотела подняться еще раз, но еще столько хотелось всего посмотреть.
В соборе я купила брошюру о храме. Вот тогда-то и открылись мне захватывающие и многострадальные страницы из его истории.
Оказывается, самую первую церковь возвели в честь христианских мучеников брата и сестры Феликса и Регулы. Они были среди убиенных воинов-христиан Фиванского легиона. Во время казни солдат им удалось бежать в район Цюриха. Однако там брат и сестра были схвачены, преданы суду и обезглавлены. Чудесным образом Феликс и Регула встали, взяли свои головы и, поднявшись в гору на сорок шагов, сотворили молитву и отошли к Господу. По легенде, конь Карла Великого упал на колени над могилой брата и сестры, и потому император решил в этом месте поставить церковь в память о них.
В средние века этот собор был приходской церковью Ульриха Цвингли – одного из великих лидеров Реформации. Он убедил священников жениться (сам он был женат), выступал против «идолопоклонства» и массового причащения. В 1531 году Цвингли убили. Палач четвертовал его, а солдаты сожгли останки. На месте казни Цвингли надпись – «Они могут убить тело, но не душу».
Кстати, если в Милане на крыше собора я вспоминала о фильме Висконти, (см. «Крыша Миланского собора – единственное место, где можно читать Данте»), то на площади перед церковью Фраумюнстер (она славится витражами Шагала, я писала об этом, прим авт.) с видом на Гроссмюнстер, я вспомнила заключительные кадры польского фильма «Ва-банк-2». Вернувшись домой и просмотрев фильм в уж не знаю какой раз, обнаружила, что за спиной у героев, обсуждающих, кому послать шоколадные конфеты, высится Гроссмюнстер!
В качестве заключения. Летом колокольня открыта для посещения с 10.00 до 16.45. На табличке над узкой деревянной дверью висит табличка «Лифта нет!». Высота башен – 62 м, а лестница состоит из 185 ступеней (считала сама, может, на парочку и ошиблась).
Ирина Лапина, Монреаль 2020
Фотографии Ирины Лапиной, Цюрих, 2012