Россия в колокольчиках

Архангельское

Специально на это лето мы так не планировали, а вышло, что несколько поездок получились по пушкинским местам. Это Вяземы, Тверь и Торжок.

Теперь вот и Архангельское.

Жаль, нет колокольчика, изображающего бюст поэта, установленный в усадьбе в самом начале 20 века. А Пушкин бывал здесь дважды, написал оду «К вельможе», где поведал и о самом месте, и его владельце. Во времена Пушкина им был князь Николай Борисович Юсупов. Он и положил начало усадьбе, известной как «подмосковный Версаль».

Бюст Пушкина

Бюст Пушкина

Колокольчик

Дворец усадьбы Коллекция Л.Францек

На колокольчике изображен дворец усадьбы. В оде Пушкин описал его так:

«К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались».

Кто был архитектор дворца, точно неизвестно. Узнать о дворце, его богатейших художественных коллекциях можно, прочитав книги об Архангельском или на сайте усадьбы. Москвичи могут съездить и прекрасно провести там хоть целый день. Благо за последние годы дело реставрации дворца и возрождения всей усадьбы сдвинулось с мертвой точки. Мы собственно туда и поехали, чтобы посмотреть открытые наконец для показа вестибюль и Овальный зал дворца. Дворец отреставрирован и снаружи тоже. А также колоннада и ворота. Но оставшейся работы еще тьма.

На мой взгляд, лучше всего о князе Николае Борисовиче Юсупове и Архангельском написал в своих мемуарах его праправнук Феликс Юсупов («Князь Феликс Юсупов. Мемуары», изд-во «Богат, Захаров», Москва, 2007 г.). «Князь Николай – лицо в нашем семействе из самых замечательных. Умница, яркая личность, эрудит, полиглот, путешественник, он водил знакомство со многими знаменитыми современниками, покровительствовал наукам и искусствам, был советчиком и другом императрицы Екатерины II и ее преемников императоров Павла, Александра и Николая I».

Архангельское

«Объездив за годы Европу и Ближнюю Азию, князь Николай… воротился в Россию и целиком отдался трудам на благо искусства. Занялся устройством Эрмитажа и собственного музея в Архангельском, которое только приобрел. В усадебном парке построил театр, завел труппу актеров, музыкантов и танцовщиков и давал представления, о которых долго помнили москвичи. Архангельское стало художественным центром, куда ездили и свои, и чужие».

Сам князь об Архангельском говорил, что оно «не для наживы, а для растрат и услад».

«Князевы путешествия были целой историей. Когда ехал, непременно брал с собой близких друзей, любовниц, холопов, музыкантов, не говоря уж о любимых псах, обезьянах, попугаях и части библиотеки. Сборы длились неделями, для князя и свиты наряжалось не менее десяти повозок, с шестеркой лошадей каждая. Так прибывал он из Москвы в летнюю усадьбу, (т.е. Архангельское – Л.Ф.) и пушечная пальба встречала и провожала его». «В Архангельском князь вел жизнь праздную. Охота, балы, театральные представления сменяли друг друга. Колоссальное состояние позволяло любую прихоть, и тут он тратил без оглядки».

«Близ парка поставил князь две фабрики – фарфора и хрусталя. Выписал мастеров, художников, материалы севрской мануфактуры. Все изделия фабрик дарил друзьям и почетным гостям. Вещи с клеймом «Архангельское 1828-1830» нынче на вес золота. Фабрики были уничтожены пожаром».

На обратной стороне колокольчика – изображение храма Архангела Михаила (1660-1667) – самой старинной постройки на территории усадьбы.

Храм Архангела Михаила

Храм Архангела Михаила

Колокольчик

Храм Архангела Михаила. Коллекция Л.Францек

Рядом стояла колокольня, построенная в 1820 году. Но при реставрации для придания церкви первоначального облика в 60-х годах прошлого века ее разобрали. Я хоть эту колокольню и не видела, а всё равно как-то жаль. Тем более что расцвет усадьбы пришелся как раз именно на год ее строительства и позже.

Архангельское
Архангельское

«Парк был разбит на французский манер. Три террасы с мраморными статуями и вазами спускались к реке. Грабы окаймляли зеленый ковер посередке. Всюду – рощицы и фонтаны. У воды – четыре домика, вкруг каждого – двухсотметровая оранжерея. В Зимнем саду – мраморные скамьи, мраморные фонтаны меж апельсиновых деревьев и пальм. Тропические цветы и птицы говорят о вечном лете, а в окнах – в парке все в снегу.

В зоологическом саду – редкостные животные, выписанные князем из-за границы. Государыня Екатерина подарила ему целое семейство тибетских верблюдов. Когда везли их из Царского в Архангельское, особый курьер ежедневно сообщал князю о состоянии их здоровья.

Архангельское

Как рассказывают, ровно в полдень из сада к барскому дому всякий день вылетал орел, а прудовые рыбки в жабрах имели по золотой серьге».

Подводя итоги, опять процитирую Феликса Юсупова: «повидал я немало дворцов и особняков, видел и пышней, и роскошней. Но гармоничнее – никогда. Нигде искусство не сочеталось так счастливо с природою». В одном из писем он выразил свое желание касательно Архангельского: «Хотел я превратить Архангельское в художественный центр, выстроив в окрестностях усадьбы жилища в едином стиле для художников, музыкантов, артистов, писателей. Была б у них там своя академия искусств, консерватория, театр. Сам дворец я превратил бы в музей, отведя несколько залов для выставок. Украсил бы парк, преградил бы реку плотиной, чтобы залить окрестные поля и устроить большое озеро, и продлил бы террасы до самой воды...» Кое-что, как видим, исполнилось, но так хочется, чтобы и остальные пожелания бывшего владельца усадьбы сбылись.

Лариса Францек

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее