Россия в колокольчиках

Дивеево

Дивеевская земля - особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.

Ощущения после посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря сравнимы разве что с посещением Иерусалима и Святой горы Афон!

История возникновения этой обители связана с богатой рязанской помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. В молодых годах она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский подстриг с именем Александры.

Колокольчик

Коллекция семьи Баун

Однажды после полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу. Повелела Богородица основать великую обитель на севере России.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по Руси. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю. Не доходя 12-верст до Сарова, в селе Дивеево, матушка Александра остановилась для отдыха. Здесь она вновь увидела Божью Матерь. "И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда на свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной."

После смерти дочери мать Александра продала свои имения. Сначала она благоустроила деревянную церковь. В 1773-1780 г. ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь. В 1788 году местная помещица г-жа Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой, стала устраивать общину. В 1789 г. Преподобная Александра отошла к Господу, оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. Наставник Пахомий передал отцу Серафиму заботу о Дивеевской обители, но подвижник удалился в Саровский лес.

Преображенский собор Дивеевского монастыря

Преображенский собор

Дремучий вековой сосновый бор, служил для батюшки местом особого подвига (моление на камне). Казанская община к тому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50-ти человек. В Саровском лесу было батюшке видение Царицы Небесной. Велела Божья Матерь Батюшке создать особую девичью общину, взяв с прежней общины 8 сестер, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева и указала , как обнести это место канавою и валом. В 1826 году состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться мельничной. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно. После смерти батюшки Серафима обитель самостоятельно существовала еще 10 лет. В 1862 г. община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария. С 1862 по 1904 г. обитель обрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Основной доход монастырю приносили мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и щелками, а также гладью, живописная, литографическая, где так же занимались фотографией и метахромотипией, резьбой по металлу. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное послушания. В отдельных корпусах помещались богадельня , приют для девочек.

Троицкий собор

Троицкий собор

В Дивеевском монастыре

В Дивеевском монастыре

К началу 20 века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием.

После кончины игуменьи Марии в 1904 году была выбрана монахиня Александра, оставшаяся настоятельницей до закрытия монастыря.

В 1927 году монастырь закрыли. Игуменья Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году. С 1989 г. в Дивееве освящено восемь храмов с пятнадцатью пределами. Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней - святыми мощами преп. Серафима Саровского. Батюшка Серафим говорил: "Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, чтобы ни случилось с вами , все придите ко мне на гробик ,да припав ,как живому расскажите. И услышу я вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду."

Колокольчик

Коллекция Н.Федотовой

Колокольчик

Коллекция Алёны

За Преображенским собором находится начало святой Канавки особой дивеевской святыни. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Тут ее обошла Сама Царица Небесная. О благодати дарованной этому месту Батюшка говорил: "Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста " Богородиц" прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев. Благословлял батюшка брать глину с Канавки на исцеление.

Славится дивеевская земля обилием целебных источников, где многие получают исцеление и по сей день.

Андрей и Светлана Баун

Источник:
Путевоитель "Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь"

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее