Россия в колокольчиках

Античная Горгиппия - "Город мастеров"

"Здравствуйте! Меня зовут Юля, коллекционирую колокольчики и увлекаюсь керамикой. Можно к вам в мастерскую в гости?", – так я начала разговор, позвонив Владимиру Юрьевичу Иванисову, керамисту, создавшему в Анапе гончарную мастерскую "Античная Горгиппия".

Получив утвердительный ответ, ловлю такси и прямиком на встречу к мастеру-гончару, изготавливающему керамику по находкам археологических раскопок музея Горгиппия. Именно с него и нужно начинать знакомство с городом, если вы увлечены историей, античным искусством и археологией. Совершенно верно говорят, что быть в Анапе и не сходить в музей под открытым небом Горгиппию все равно, что быть в Париже и не сходить в Лувр. Полвека назад город-призрак обнаружил себя в самом центре детского курорта, и с тех пор эта археологическая находка имеет статус памятника федерального значения, находится под охраной государства. Кажется невероятным, что когда-то здесь тоже жили люди, ходили по этим улицам, влюблялись, рожали детей. Но стоит прикоснуться к камням, и время поворачивает вспять.

Музей Горгиппия
Музей Горгиппия

Не буду подробно возвращаться к истории возникновения Горгиппии, об этом лучше прочитать в исторических книгах или посетить непосредственно сам музей под открытым небом, меня больше заинтересовала керамика того периода и техника ее изготовления. В выставочном зале музея с первой же минуты ощущается дух античной эпохи: старинные фрески, фрагменты настенной росписи, статуи, посуда, монеты и украшения, все они помнят времена правителя Горгиппа и жизнь города, являющимся центром Боспорского царства. Даже сложно представить, что на месте современной Анапы двадцать пять веков назад находилось греческое поселение Горгиппия, и это был настоящий город мастеров, он прославился благодаря изящной керамике.

Не удивительно, что здесь так много больших керамических амфор, ведь в них тогда хранили вино и оливковое масло.

Коллекция амфор

Коллекция амфор

Сразу замечаю расписную чернолаковую керамическую посуду, изделия из бронзы, среди которых есть и колокольчик, предметы старины из мрамора, стекла, драгоценных металлов и камней.

Коллекция амфор
Образец чернолаковой керамики

Образец чернолаковой керамики

Колокольчик

Колокольчик, бронза (до н.э.)

Среди раскопок Горгиппии находятся краснолаковые тарелки с крестами V-VI вв. н.э., имеющие ритуальное значение.

Образец краснолаковой керамики

Образец краснолаковой керамики

Район, в котором жили и работали керамисты, так и назывался "керамик". Городские гончарные мастерские выпускали необходимую населению продукцию: пифосы, горшки, кувшины, тарелки, вазы, сосуды. Аттическая керамика начала поступать в Северное Причерноморье около VI в. до н.э. Чаще всего это чернофигурные амфоры, вручавшиеся в качестве приза на спортивных состязаниях. С конца VI в. до н.э. начинается производство краснофигурных ваз. Темы сюжетных росписей: мифологические, бытовые, эпические.

Ну, вот я и подъехала к дому по указанному адресу, керамические изделия на заборе свидетельствуют о правильности места назначения. Встречает меня сам мастер, художник-реставратор анапского археологического музея-заповедника, Владимир Юрьевич. Извиняясь, признается, что времени у него не много, так как новые работы ждут обжига, но в итоге уделил мне достаточно времени, рассказывая и демонстрируя свои работы с обстоятельностью экскурсовода.

мастер рассказывает об изготовлении амфор

В.Ю Иванисов рассказывает об изготовлении амфор

Владимир Юрьевич, расскажите, пожалуйста, в чем уникальность вашей мастерской?

Моя мастерская, это не просто место работы, по замыслу – это должен быть музей. Здесь несколько помещений для замеса глины, лепки и обжига изделий, их глазировки и росписи. Есть также просторный выставочный зал, где хранятся самые лучшие изделия, не только собственного производства, а также из раскопок и выполненные по эскизам работ из музеев всего мира. Моя гордость – это единственная в России мощная подовая печь, выполненная по аналогии с печными сооружениями горгиппийских гончаров.

Музей-мастерская

Музей-мастерская

Музей Горгиппия
Музей Горгиппия
Музей Горгиппия
Музей Горгиппия
Музей Горгиппия

С чего началось увлечение античной керамикой?

Как и любой мастер, я искал вдохновение, что-то уникальное и интересное, постепенно узнавал особенности античной керамики, когда получились первые изделия, понял, что это моё. Это уникальное, да и еще связано с историей края. Так как я реставратор было интересно воспроизвести абсолютно новыйпредмет, но в точном соответствии с оригиналом.

В чем отличительные особенности керамики Горгиппии?

Горгиппийская керамика отличалась по качеству от изделий других городов. При обжиге она давала звонкий и плотный черепок коричнево-розового цвета, в изломе которого хорошо были видны блестки слюды. Хотя по составу глина, предназначенная для разных изделий, имела свои особенности. Для миниатюрных сосудов и терракотовых статуэток требовалась хорошо промытая глина без комочков, а в глиняную массу для изготовления посуды, наоборот, добавляли крупный кварцевый песок.

Для меня, как коллекционера колокольчиков, приятно видеть у вас в мастерской колокольчики!

Я раньше никогда не делал колокольчики. Попробовал однажды по просьбе знакомого. Так и пошло, их хорошо покупают и это отличный сувенир.

Колокольчики

Будущие колокольчики

Колокольчик

А какие изделия наиболее популярны среди покупателей?

Конечно, в разгар летнего сезона быстро раскупается сувенирная продукция: магниты, колокольчики, миниатюрные копии археологических находок. Но особой гордостью являются амфоры, многие изготавливаются на заказ. Пойдемте, я вам покажу некоторые из них, сейчас они на этапе сушки и ждут обжига.

Изделие

Это и не удивительно, что многие заказывают амфоры, сосуды, вазы, ведь в них просматривается утонченность формы, традиционность и новизна узоров. Далее мы отправляемся в мой любимый уголок в мастерских – зал росписи.

Изделия перед обжигом

Изделия перед обжигом

После обжига

После обжига

Зал росписи изделий

Зал росписи изделий

Я вижу, что изделия оформлены в разных техниках. С чем это связано?

Совершенно верно. Вся мелкая и сувенирная продукция оформлена в технике деколь. На готовое изделие наносится изображение с бумажной основы, а после фиксируется высокотемпературным обжигом. Как правило, это делается для того, чтобы такие изделия можно было использовать в быту, налить вина, воды, масло. Есть изделия матовые, не покрытые глазурью, но из-за этого изображение более хрупко, его не следует мочить. Обычно это декоративные тарелочки и небольшие вазы, копии археологических находок. Самая кропотливая и сложная роспись на больших сосудах и вазах. Для вазописи обычно используются сюжеты Древней Греции, а также бытовые сцены античного периода. На огромных вазах можно не только "прочитать" событие, а также почувствовать эмоции изображаемых. Здесь и Афина с копьем и щитом в руках, и богиня плодородия Деметра, и изображение Гермеса – покровителя путников, торговцев, проводника душ умерших.

Орнамент и сюжеты

Орнамент и сюжеты, разработанные мастером для нанесения на готовые изделия в технике деколь

Кроме копий античной керамики у себя в мастерской Владимир Юрьевич также делает копии первых монет, чеканенных на территории Горгиппии в I в. до н.э. Мне он подарил на память монетку с головой Геракла в львиной шкуре и изображением коня с надписью ΣΙΝΔΩΝ (Синдская гавань).

Монета
Монета
Синдская Гавань

Синдская Гавань

Мне было очень приятно познакомиться лично с мастером, побывать непосредственно в мастерской, в которой рождаются удивительные работы, не уступающие по качеству творениям древних мастеров. Хочу пожелать Владимиру Юрьевичу творческих успехов, реализовать задуманные идеи по открытию музея античной керамики "Город мастеров".

Мастерская

Мастерская В.Ю. Иванисова

Юлия Чурилова

Комментарии

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее