Россия в колокольчиках

Как и чему мы с Артом удивлялись в Казани

В августе прошлого года, пригревшись на уже негорячем солнышке, мы с Артом сидели на скамеечке набережной Костромы и подводили итоги путешествий. А потом стали набрасывать вчерне план поездок на год грядущий. В августе следующая весна кажется далекой и даже нереальной. Но на самом деле мелькает осень, приходит конец занудной зиме, и вот опять май, цветут деревья и можно отправляться.

Именно на набережной Костромы мы и решили съездить в другой волжский город – Казань. Теперь можно сказать, что мы побывали во всех значимых городах Поволжья.

Казань встретила нас ярким солнцем, синим небом и утренней прохладой. Удобное центральное расположение гостиницы нас тоже порадовало. В номере мы спланировали первый день, решив, по обычаю, провести его за городом.

В 25 километрах от Казани находится знаменитый Раифский мужской монастырь. Я пишу "знаменитый", хотя сама узнала о нем не более года назад, прочитав в "желтой прессе" о венчании Починка. Оно состоялось именно в Раифском монастыре. Но в Татарии, думаю, он на самом деле широко известен.

Раифский мужской монастырь

Раифский мужской монастырь

Главным побудительным мотивом поездки туда для нас с Артом стало любопытство, ибо его толстая книжка для туристов по России никаких особых восторгов по поводу монастыря не выказала. Почему же тогда Починок (а за ним следом и другие деятели всех рангов и мастей) решил венчаться именно там? Что там такого особенного за 700 километров от Москвы? И разве в Москве и окрестностях не хватает своих монастырей, мужских и женских?

Вот это всё мне и хотелось выяснить.

Мы с Артом повидали много монастырей. Очень часто, когда я нахожусь там, меня охватывает двойственное чувство. Все монастыри, без исключения, находятся в исключительно красивых природных местах, причем своими ансамблями они ее (красоту) еще более усиливают и подчеркивают. А вот сами постройки архитектурными ансамблями могут быть названы не всегда. Очень многие из них находятся в ужасающем состоянии после десятилетий варварства и забвения. Дело восстановления и реставрации идет, но часто очень медленно. Поэтому нередко бывает так горько обозревать разруху посреди красивейших оазисов и осознавать, что пройдет еще много времени, пока всё приведется в порядок. И приведется ли?

И еще я полагала, что со времени опубликования Артовой книжки, ничего такого выдающегося не приметившей в Раифе, там могли произойти добрые перемены.

Монастырь, однако, превзошел все наши ожидания.

Как и все, он стоит в райском по красоте уголке: на берегу озера, а со всех сторон окружен лесом. Основан в 1613 году монахом Филаретом.

Больше всего нас поразил тот факт, что все до одной монастырские постройки, все храмы, часовни, монашьи кельи и прочее, прекрасно восстановлены. Что полностью приведена в порядок монастырская стена по всему периметру, да не просто так, а над ней установлена крыша, как и положено. Что ограда на территории и вне ее пределов одинаковая, красиво украшенная. Что подход к озеру и проход вокруг монастыря обихожен, что у озера обустроена беседка с лавочками. Что в самом монастыре чувствуется (что потом подтвердилось) заботливая рука садовода: кустик к кустику, травинка к травинке, клумбы радуют глаз цветением. Короче говоря, обустроенность, обихоженность и красота.

А потом в купленном буклетике мы увидели фотографии, как выглядел монастырь до 1991 года, когда его передали Церкви. Как после Сталинградской битвы. Глазницы окон, всё, что можно, разбито и разрушено напрочь.

Вот мы с Артом и поразились, как за 10 лет здесь смогли полностью восстановиться.

Монастырь закрыли в 1928 году, за десятилетия там находились и больница, и школа, и какие-то цеха, и хранилища. Последним пристанищем он стал для колонии малолетних преступников.

Вот почему мы с удивлением и восхищением осмотрели всё, послушали рассказ тамошнего экскурсовода, посидели на берегу озера. А наш казанский гид (татарка Наиля с непроизносимым отчеством) в это время сновала между машиной и часовенкой с бутылками и канистрами. В монастыре бьет источник с целебной водой, его тоже обустроили, сделали над ним часовенку, и поток людей сюда не заканчивается. Каково же было наше удивление, когда Наиля две пластиковые большие бутылки заполнила и для нас, хоть мы ни о чем и не просили. Так мы потом везли их в Москву, а одну я сразу решила отдать Ире. Ира любит всякие целительные и чудодейственные штуки, особенно если они положительно влияют на здоровье, пусть даже и якобы.

По дороге в Раифу Наиля, как истый экскурсовод, попросила водителя провезти нас по центру Казани, показала его и рассказала. Хотя это и не входило в собственно экскурсию. Так, я, например, узнала, что известную песню "Ай да по речке, ай да по Казанке", которую я всю жизнь считала русской народной, написал татарин Ибрагимов, профессор Казанского университета. Также узнала, что в Казани много крещеных татар, поэтому в Петропавловском соборе, одной из больших церквей города, для них служба ведется на татарском языке и, разумеется, на русском для русскоязычных.

Арта сильно интересовали два момента, исторический и сегодняшнего дня. Откуда в Татарии взялись татары, из Золотой Орды, или откуда еще, и есть ли сейчас националистические проблемы среди населения. Как-то получилось, что вопрос происхождения казанских татар мы так и не выяснили, а вот национальных трений в республике нет, твердо заверила нас Наиля. "Мы всегда дружно жили. И все праздники вместе отмечаем. У русских женщин соленья хороши, а татаркам всегда выпечка удается."

В Казани есть улица Баумана – своеобразный здешний Арбат. Улица на самом деле неплохая, пешеходная, мощеная, по центру растут деревья, установлено несколько фонтанов малых форм. Они все работают. Первые этажи зданий – кафе и магазины, есть "Макдональдс" (их в Казани два), продают сувениры, сидят художники, в общем, улица многолюдна всегда. Но вот колокольчика для моей коллекции мы не нашли, один только встретили, большой и страшненький.

Колокольчик

Коллекция Н.Краснопёровой

Колокольчик

Коллекция Н.Краснопёровой

Колокольчик

Коллекция Н.Краснопёровой

Колокольчик

Коллекция Л.Францек

Колокольчик

Коллекция Алёны

Колокольчик

Казанский кремль. Коллекция Алёны

Колокольчик

Благословение Казанского мужского монастыря. Коллекция Алёны

Колокольчик

Коллекция Алёны

Во второй день мы посетили музей истории Татарстана. И опять сильно удивились. День уже с утра начинался жаркий. Никто из жителей Казани в музей не рвался. Там были мы с Артом, и еще четыре человека. Так вот, трое из них французы, а четвертый – переводчик. Этот факт удивителен сам по себе, но это еще не всё. Французы (две девушки и парень) говорят по-русски и интересуются почему-то историей казанских татар. Вот ведь! Экскурсовод, молодая девушка, с превеликими подробностями начала с зала археологических экспонатов, издалека, как и положено. Мы сначала к ним пристроились, но мой интерес к татарам вообще и к казанским в частности не простирается так далеко, чтобы провести в музее часа три минимум по столь узкой и специфической теме. Ну, а Арт по-русски не понимает. Поэтому мы от странных французов оторвались, всё осмотрели и покинули музей, не имея возможности ничего в нем купить, хотя на витрине лежали интересные книжки. Мы не смогли постигнуть логику музейного сувенирного магазина, закрытого в воскресенье, когда появление в нем туристов наиболее вероятно. Музейные бабушки, извиняясь, наперебой приглашали нас приходить завтра. "У нас такой богатый магазин, столько сувениров и книг, вы всё купите, завтра приходите, в понедельник". Увы.

Казанский кремль, построенный, кстати, псковскими мастерами, наиболее выгодно смотрится издалека, с моста, когда уезжаешь из города или въезжаешь в него. На его территории ведутся масштабные работы по реставрации и церквей, и зданий, и стен. Мы хорошо погуляли, посидели в скверике, разомлели, было, на солнышке, но надо было идти. Я уже писала, что Арт никогда не успокоится, не совершив прогулку на теплоходе, если в месте нашего пребывания имеется какой-либо водоем.

В Казани протекает река Казанка, она была маленькая и мелкая, но в результате гидротехнических работ, не уверена, каких именно, Казанка стала широкой и полноводной, мало того, и Волга сюда дошла. Вот по Волге мы и поплыли до дачного места. Туда теплоход шел полупустым, а оттуда под завязку загрузился дачниками с тюльпанами, охапками сирени и черемухи, отчего их сильные ароматы перебивали другие, менее приятные, запахи толпы.

Вечером в поезде пришлось удивиться еще одному обстоятельству. На сей раз живым цветам в подвесных кашпо, аккуратно укрепленных на нескольких окнах в коридоре вагона. Искусственные цветы в поездах видеть приходилось, а вот столько много живых – в первый раз.

Вот и все наши казанские удивления.

Лариса Францек
Май 2001 года

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее