Пятигорск – город, где "шумят целебные ключи"
В Пятигорск мы приезжали пару раз на несколько часов из Кисловодска. Но чтобы по-настоящему прочувствовать город, нужно в нем пожить хотя бы несколько дней, и, конечно, этих двух посещений "бегом" не хватило увидеть и рассмотреть всё, но оказалось достаточно для понимания красоты этого интереснейшего, овеянного древними легендами города.
Местность, на которой располагается современный Пятигорск была заселена с глубокой древности, что подтверждают археологические раскопки, а первое письменное упоминание об удивительном крае, где из гор бьют источники горячей воды, датируется 1334 годом.
В 1774 году в соответствии с Кючук-Кайнарджийским договором с Турцией Пятигорье навсегда вошло в состав России, и в 1780 году в четырех километрах от горы Машук, на берегу реки Подкумок, была построена Константиногорская крепость, как форпост Азово-Моздокской укрепленной линии. Вокруг крепости возник поселок "Горячие воды", где проживали отслужившие срок солдаты русской армии со своими семьями. Они же первыми обнаружили, что здешние горячие минеральные воды способны исцелять, и вести об их благотворном воздействии на человеческий организм быстро докатились до самых отдаленных уголков Российской империи. Современное название Пятигорск, связанное с горой Бештау (в переводе с тюркского – пять вершин), было дано городу в 1830 году.
Гора Бештау. Фото Татьяны Астаховой
Таким образом, своим появлением на карте России и быстрому развитию Пятигорск обязан источникам целебной воды и еще чистейшему горному воздуху. Строился город, как и полагается уникальному курорту, высшими российскими чиновниками под внимательнейшим руководством императорской власти. В 1861 году на должность директора курортов был приглашен доктор С.А. Смирнов, основавший в 1863 году Русское бальнеологическое общество - первую в России организацию, изучавшую возможности природы для лечения человека. В 1875 году железные дороги связали Ростов-на-Дону и Владикавказ со станцией Кума (ныне Минеральные Воды) и с курортами Кавминвод. В Пятигорске был открыт источник теплого нарзана, построен бювет серной воды, подведено электричество, построены Лермонтовская галерея с эстрадой, гостиницы, театр. Город активно застраивается комфортабельными дачами, появился целый дачный район - Провал.
Как известно, русские цари строили с размахом: масштабно, красиво и богато, не жалея средств. А потому Пятигорск рос не по дням, а по часам, и к его строительству и украшению привлекались лучшие специалисты, такие как итальянские архитекторы братья Бернардацци, создавшие и поныне изумляющий гармонией и красотой парк "Цветник". Архитекторами был устроен искусный дренаж на бывшем болоте, высажены липы, тополя, клены, каштаны, разбиты клумбы с цветущими многолетниками. И по сей день парк "Цветник" одно из самых красивых мест Пятигорска. В "Цветнике" расположено редкое по красоте и изяществу здание Лермонтовской галереи, построенное в 1901 году, в котором стиль модерн гармонично сочетается с кавказскими мотивами. Прекрасно здание в этом же стиле 1908 года постройки, - "Кофейня Гукасова", по имени построившего его промышленника. Сегодня здесь располагаются выставочный зал и арт-кафе, где варят вкуснейший кофе в лучших традициях кавказского гостеприимства.
Лермонтовская галерея
Кофейня Гусакова
После революции новая власть, хотя и варварски уничтожила десятки храмов в регионе, однако продолжила развитие курортного дела. С этой целью в 1920 году в Пятигорске открывается Бальнеологический научно-исследовательский институт, поставивший дело лечения трудящихся на научную основу, и к началу 30-х годов каждый курорт Кавминвод получил четкий лечебный профиль и медицинскую структуру. Колоссальнейший урон Пятигорску нанесла фашистская оккупация, было разрушено более 350 зданий и сожжены гектары леса. Восстановление города началось сразу же после освобождения в 1943 году, и уже к 1947 году Пятигорск достиг довоенного уровня развития экономики и культуры.
Сегодня Пятигорск входит в 115 городов России, объявленных историческими, это промышленный и культурный город, крупнейший центр бальнеолечения, который называют "природным музеем минеральных вод", и по разнообразию минеральных источников (всего их более сорока) курорт относится к числу уникальнейших в мире. Мне Пятигорск показался динамичным, энергичным и очень молодым городом, который ориентирован не только на отдыхающих. Город живет своей жизнью: учится, строит, производит, развивается, творит и цветет, и не просто цветет, а буквально окутан пышной растительностью, как дивными зелеными облаками. И чувствуется, что он очень любим своими жителями, везде, там, где мы побывали чисто и ухожено. И еще, на мой взгляд, город имеет свою особую ауру и, наверное, это неудивительно, потому что сам воздух Пятигорска пронизан романтикой прошлых веков, поэтическими грезами, мечтами и творческим вдохновением. В разное время здесь побывали композитор М.И. Глинка, писатель-декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, А.П. Чехов, М.А. Балакирев, К. Хетагуров. В Пятигорске бывал и Л.Н. Толстой, здесь были написаны "Казаки". Трижды приезжал сюда А.С. Пушкин. Вот что писал он брату Левушке: "Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бештау, Машука и Железной горы... Кавказский край, знойная граница Азии, любопытен по всех отношениях".
А потом в посвящении к "Кавказскому пленнику" Александр Сергеевич напишет:
"...Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины..."
Вот постепенно я и дошла в своем маленьком рассказе до самого главного. А самой главной целью и, наконец-то, сбывшейся мечтой было, во-первых, подняться на гору Машук, (на которую мы буквально взлетели на уникальной канатной дороге, открытой в 1971 году, необычность состоит в том, что она стоит только на двух опорах, и вагончик преодолевает расстояние в 964 метра, разделяющее опоры, всего за три с половиной минуты), и, во-вторых, попытаться понять Пятигорск М.Ю. Лермонтова, побывать на месте дуэли, войти в его домик, увидеть места, связанные с именем гения русской литературы, о котором другой гений, Лев Николаевич Толстой сказал: "Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский".
В общем-то, все самые интересные достопримечательности Пятигорска так или иначе связаны с Лермонтовым: это и знаменитый Провал (намного позже увековеченный еще и Ильфом и Петровым), вот что пишет Михаил Юрьевич о Провале в повести "Княжна Мери": "По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал...". Это и архитектурно-техническое чудо братьев Бернардацци - бесподобная беседка Эолова арфа. В той же "Княжне Мери" находим строки: "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус". И, действительно, в ясную погоду ранним утром отсюда видна цепь гор от Эльбруса на западе и Казбека на востоке. Это и романтичный Грот Дианы в парке "Цветник", где за неделю до роковой дуэли при активном участии М.Ю. Лермонтова был организован веселый бал...
Грот Дианы
Впервые М.Ю. Лермонтов приехал на Кавказ десятилетним мальчиком вместе с бабушкой, Е.А. Арсеньевой, и навсегда влюбился в него. "Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе", - эти строки написаны поэтом в шестнадцать лет. М.Ю. Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз во время кавказской ссылки в 1837 году , и впечатления этого времени тоже описаны в повести "Княжна Мери": "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?.." Эти строки так красивы, в них такая поэзия, благодать и такое чувство гармонии и слияния с мощью природы и красотой окружающего мира. Никто и никогда не скажет лучше о Пятигорске.
Именно в таком небольшом домике с камышовой крышей на окраине Пятигорска поэт прожил последние месяцы жизни. Сюда же было привезено его тело после трагической гибели в июле 1841 г. В 1884 г. по инициативе драматурга А.Н.Островского здесь была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М.Ю. Лермонтов". В 1912 г. домик стал музеем. А в 1973 г. был создан Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова. Что можно сказать после увиденного? Наверное, у каждого будут свои эмоции, но я просто счастлива, что побывала здесь. Очень люблю мемориальные музеи вообще. Посещая их, напитываешься не только новыми знаниями и визуальными впечатлениями, но и обогащаешь душу, погружаясь в эпоху, ощущаешь особую энергетику места и пространства, испытываешь чувство сопричастности, и приходит более глубокое и точное осознание того, что казалось давным-давно известным. Собственно, для глубины познания и не надо более ничего особенного, кроме как читать и перечитывать каждую строку, оставленную поэтом в вечности и подаренную нам, и тогда само придет понимание, того, что имел в виду Лев Николаевич Толстой, сказавший о М.Ю. Лермонтове: "каждое слово его было словом человека, власть имеющего"... И это совершенно точно понял великий русский скульптор Александр Михайлович Опекушин, автор проекта памятника М.Ю. Лермонтову, который был открыт в Пятигорске 16 августа 1889 года. Памятник создан на народные пожертвования. Бронзовая статуя отлита в Санкт-Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.
В заключение о колокольчиках на память, как же без них! Нашлись очень симпатичные фарфоровые колокольчики в виде достопримечательностей Пятигорска – Эоловой арфы и Китайской беседки, очень забавный колокольчик в виде горы Машук пятигорской керамики и мини-колокольчик "Пятигорск" предприятия "Пятигорская бронза".
Колокольчик "Пятигорск. Эолова арфа"
Эолова арфа. Фото Татьяны Астаховой
Колокольчик "Пятигорск. Китайская беседка"
Китайская беседка
Колокольчик "Пятигорск", предприятие "Пятигорская бронза"
Колокольчик "Гора Машук"
А с Лермонтовым, увы, ничего вообще, даже простого сувенирного. Мне показалось это несправедливым и неправильным. И теперь я любуюсь изумительным, по-настоящему, памятным колокольчиком, который сделала для меня замечательный художник из старинного села Шигоны, что в Самарской губернии, Татьяна Слободчикова.
Анна Шерешевская
Источники:
domiklermontova.ru
lermontov.niv.ru
pyat.ru
"Застывшие легенды Пятигорья", Минводы, 2012
Звонкая Россия
С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее