Ростов Великий
Колокольчик «Ростов Великий». Коллекция О. Поповой
Колокольчик «Ростов Великий». Коллекция О. Поповой
В Ростове Великом мы были в августе 2001 года.
Добраться до него можно поездом с Ярославcкого вокзала. Время отправления из Москвы – 8-30. По расписанию до Ростова ехать 3 часа, однако, поезд, как правило, опаздывает.
И вот мы в Ростове Великом. Обратный поезд только через пять с половиной часов. Времени для посещения Кремля, в котором находится выставка ямщицких колокольчиков и бубенцов Вячеслава Александровича Кима и большинство достопримечательностей, казалось, достаточно.
От вокзала, перпендикулярно железной дороге, идет улица, по которой до Кремля минут двадцать ходьбы. По пути можно любоваться домиками с разнообразными резными окошками и наслаждаться тишиной провинциального городка.
На территорию Кремля можно войти через Церковную лавку и сразу оказаться на Соборной площади перед Успенским собором – древнейшим сооружением Ростова. Первая рубленая из дубовых бревен церковь во имя Успения Богородицы была построена в 991 году. Здесь же располагается знаменитая Соборная Звонница.
Когда мы вышли на площадь, на Звоннице были люди, исполнявшие колокольную музыку. Звук снял усталость и мы отправились искать выставку ямщицких колокольчиков и бубенцов В.А. Кима.
Выставка располагается в Музее личных коллекций на втором этаже Красной палаты (царский путевой дворец, 1670 год).
Еще находясь под сильным впечатлением от колокольного звона, возникло уже новое радостное предчувствие встречи с коллекцией, которую так давно хотелось посмотреть. Руки потянулись к фотоаппарату, однако смотритель музея категорически запретил снимать. Что ж... смирившись, мы начали осматривать колокольчики и читать таблички, т.к. экскурсию тоже заказать не удалось. Оказывается, в субботу у экскурсоводов по колокольчикам выходной, наверное работают на своих огородах.
В XIX веке в России существовало много центров литья колокольчиков, которые располагались в районах прохождения почтовых трактов. Известны такие центры как Валдайский (Новгородская губерния), Слободской (Вятская губерния), Касимовский (Рязанская губерния), Пурехский (Нижегородская губерния), Тюменский, Кунгурский, Вологодский и т.д. Одним из первых и основных центров производства ямщицких колокольчиков являлся город Валдай.
Несмотря на кажущееся однообразие ямщицких колокольчиков, все они имеют отличительные особенности, присущие определенному центру производства или мастеру, которые можно определить по таким признакам, как форма колокольчика, наличие орнамента или изображений, шрифт надписей, вид крепления петли для подвешивания язычка, ушко, оформление пояса, качество отливки и др.
Почти каждый поддужный колокольчик имеет вокруг своей юбки литую надпись, например, «Мчится тройка удалая, колокольчик – дар Валдая»; «Кого люблю, того дарю»; «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей» и т.д. Кроме надписи на тулове колокольчика часто помещались изображения птиц (символов радости, жизни, счастья), Георгия Победоносца, поражающего Змея (символ зла), всадника на коне, различные орнаменты, а в конце XIX века – аверс и реверс медалей, полученных производителем на выставках с гербовым двуглавым орлом между ними.
Конечно, собираясь на выставку столь долгое время, хотелось услышать много интересных легенд, послушать колокольчики, сделать интересные снимки. Вместо этого мы оказались в тихом пустынном музейном зале под зорким присмотром хранителей экспонатов, среди огромного количества колокольчиков, запертых под стеклом. Глядя на них мелькнула мысль – как птицы в клетке, грустные, молчаливые, а когда-то звонкие, греющие душу людей в долгой дороге и веселящие на праздничных народных гуляньях, свадьбах. Грянуть бы им всем вместе!
Коллекция А. Барановой
Коллекция А. Барановой
Коллекция А. Барановой
Коллекция А. Барановой
После посещения музея личных коллекций захотелось вернуться на Соборную площадь, где вовсю разливался свободный радостный звон больших собратьев ямщицких колокольчиков. Оказывается, люди на Звоннице – это ученики Московского колокольного центра, приехавшие на занятия. Подняться на Звонницу пока не было возможности, поэтому отправились гулять по Кремлю.
Возле Красной палаты можно сфотографироваться в различных старинных костюмах.
В стене слева от Красной палаты мы увидели маленький арочный проход – это калитка Митрополичьего сада. В саду посажены молодые яблони и другие фруктовые деревья. Недалеко от сада ведутся раскопки.
Затем мы отправились к озеру Неро, которое раскинулось за стенами Кремля. На берегу озера перед Кремлем находится дом творчества «Хорс», расположенный в домике, представляющем собой типичный образец деревянной городской застройки Ростова. Построен в середине 19 века купцом из Санкт-Петербурга торговавшим табаком. Три резных окошка, крылечко, огород и живописный садик вокруг. Легко представить, что в доме есть стол с узорчатой скатертью, дымит самовар, в печке уже почти готовы пирожки!:)
Правда мечтать уже не было времени. Пора возвращаться на вокзал.
В конце путешествия мы еще раз вернулись на Соборную площадь. К этому времени все мероприятия на Звоннице закончились, и нам удалось подняться к колоколам.
На верхнюю площадку Звонницы ведет узкая лестница с высокими ступенями, уходящая в толщу стены. Направление каменной лестницы отмечено на фасаде крошечными оконцами идущими по диагонали. Звонница была построена в 80-е годы XVII мастерами митрополита Ионы Сысоевича. Под его руководством были возведены основные сооружения Кремля и отлиты колокола. В письме к одному из своих друзей Иона Сысоевич писал: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки».
Сысой – торжественный, могучий, величественный, отдыхающий после пения. Его огромный тяжелый язык привязан веревкой. Нелегко, наверное, звонить в такой колокол! Руки потянулись, чтобы прикоснуться к нему и почему-то пожалеть, погладить... Колокол весит 2000 пудов (32 тонны). По нижней его кромке декоративным пояском бежит затейливая славянская вязь, из которой становится ясно, что колокол был отлит в 1689 г. мастером Флором Терентьевым. Сысоем назван в честь отца митрополита Ионы – деревенского священника Сысоя.
Полиелейный – следующий по величине, тысячепудовый колокол (16 тонн). Его отливали чуть раньше, в 1683 году, мастер Филипп Андреев с сыном Киприаном.
Третий по величине – Лебедь отлит годом раньше теми же мастерами, весит 500 пудов (8 тонн). Эти три колокола развешены в порядке убывания размера.
Сейчас на Звоннице 15 колоколов и почти каждый имеет свое название: «Голодарь», «Баран», «Козел», «Красный», «Зазвонный» и т.д.
Попрощавшись с Кремлем, мы отправились на вокзал. Казавшихся достаточным в начале путешествия по Ростову пяти с половиной часов оказалось очень мало. В самом Кремле, а также за его пределами очень много церквей, монастырей, интересных выставок и экспозиций. Еще хотя бы денек, а может быть и неделька не помешала бы:)
В поезде мы рассматривали приобретенные книжки, среди которых замечательная книга А.В. Лапшина о литье колоколов и колокольчиков, путеводитель Е.В. Ладыгина «Ростов Великий глазами художника», «Колокола и колокольни Ростова Великого» и др. Конечно же приобрели колокольчик с изображением Звонницы. Он изготовлен из чернолощеной керамики в мастерской сувенирной лавки, расположенной на территории Кремля у подножия Соборной Звонницы.
Коллекция А. Нероновой
Коллекция С. Нарожной
Закончилось путешествие в Ростов Великий. Не смотря на долгую дорогу (9 часов) и жару (более 30), усталости не чувствовалось. Вместо этого – радость, легкость, яркие образы, чудесные звуки. Хоть сейчас снова в путь! В Ростов, где никогда не надоест слушать колокольные звоны!
Ольга Попова
Москва, aпрель, 2005
Фото О. Поповой
Источники:
В.А. Ким «Повторные отливки ямских колокольчиков»
Е.В. Ладыгин «Ростов Великий глазами художника»
Звонкая Россия
С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее