Россия в колокольчиках

Волжский автомобильный завод

"ВАЗ", "Волжский автомобильный завод" (VAZ) - российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки "Жигули", "Лада" и "Нива". Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).

Долгое время ВАЗовские машины были единственным доступным средством передвижения для советских людей. В 2005 году ВАЗ отметил 35-летний юбилей выпуска первых автомобилей, а в 2006 году - 40-летие предприятия.

Товарный знак завода, знаменитая "Ладья в овале", узнаваем далеко за пределами нашей родины.

В 1966 был подписан договор о сотрудничестве с итальянской компанией "Фиат", и в прессе появилось первое упоминание о строительстве автомобильного завода в Тольятти.

Тольятти

Причины для выбора именно этой компании были сугубо политическими: компартия СССР активно поддерживала компартии развитых капстран, особенно Франции и Италии, где их позиции были достаточно сильны. Но руководителям этих партий нужны были реальные действия по созданию новых рабочих мест в своих странах. Строительство нового завода в Тольятти давало им эту возможность. Итальянцы не только построили завод, обеспечив его всеми необходимыми документами, но и активно консультировали советских инженеров и принимали участие в разработке многих ВАЗовских моделей. Даже первые партии знаменитых логотипов с ладьей были изготовлены в Италии.

Колокольчик

Эмблема ВАЗа. Коллекция Л.Францек

Вот как это было. На ВАЗ с "Фиата" поступила решетка радиатора для "Жигулей" с "дыркой". Не мог же "Фиат" поставить туда свою эмблему, а наших предложений не было. Время близилось к запуску, а решения так и не было найдено. Задача на самом деле оказалась непростой. Было много споров. Идею привез из столицы А.С. Декаленков, работавший тогда в Московской дирекции. Это был набросок, который затем превратился в известную всем старорусскую ладью, с читаемой одновременно буквой "В" - Волга. Волжский. ВАЗ.

Подготовленную документацию отправили на "Фиат" (изготовить товарный знак в Тольятти тогда не представлялось возможным). В январе 1970 года из Турина была получена первая пробная партия вазовских товарных знаков, около 30 штук. Увы, вся она была забракована по одной простой причине - буква "Я" в слове "Тольятти" оказалась перевернутой (в виде латинской буквы "R"). Этот знак немедленно стал раритетом и весь разошелся по частным коллекциям.

В Турин был отправлен соответствующий телекс, знак был откорректирован, и в течение всего 1970 года автомобили ВАЗ-2101 шли именно с ним. В дальнейшем надпись "Тольятти" со знака исчезла (по законам геральдики символика товарного знака не должна привязываться к географическому положению завода-изготовителя).

Строительство шло к завершению, и в августе 1970 года с главного конвейера АВТОВАЗа сошли первые машины, отправленные в продажу. Это была модель ВАЗ-2101.

Первую букву аббревиатуры "ВАЗ" превратили в ладью с высоким парусом. В современной модернизированной версии этот старинный речной транспорт заключен в традиционный для многих компаний овал.

Лариса Францек

Источники:
avtoznaki.ru
vaz.carsplanet.ru

Звонкая Россия

Звонкая Россия

С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее