Звенигород
В Звенигороде я была несколько лет назад на школьной экскурсии. Большая часть времени была отведена на посещение Саввино-Сторожевского монастыря.
Саввино-Сторожевский монастырь. Фото О. Поповой
Саввино-Сторожевский монастырь был основан по указанию Юрия Дмитриевича в 1398 году. Для основания монастыря князь Юрий попросил приехать из Троице-Сергиевой лавры монаха Савву, ученика Сергия Радонежского. Место для нового монастыря выбрал князь на холме, издавна носящем название «Сторожи». В старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена и произошло название монастыря. С первого взгляда он поражает своей могучестью, объемностью и красотой.
Монастырь является действующим, поэтому там очень строгие порядки. Женщины должны быть обязательно с покрытой головой и в юбке. Желающих посетить монастырь, на проходной могут получить соответствующие атрибуты.
Колокольчик «Саввино-Сторожевский монастырь». Коллекция Н. Краснопёровой
Колокольчик «Саввино-Сторожевский монастырь». Коллекция Н. Краснопёровой
Основной музей находится в Царицынских палатах, а возле самого входа в монастырь стоит высокая колокольня, которая получила характерную для XVII века местную переработку, выразившуюся в устройстве асимметричных башенок с шатровыми покрытиями. Когда-то ансамбль колоколов Саввино-Сторожевского монастыря был одной из главных достопримечательностей Звенигорода. Насладиться их звоном приезжали тысячи паломников из Москвы и окрестных городов.
Царицыны палаты. Фото О. Поповой
В центральном проеме звонницы висел знаменитый колокол, отлитый в 1667 году по специальному заказу известным мастером Александром Григорьевым. Это был первый человек, достигший звания мастера в возрасте около 35 лет. До этого для подготовки высококвалифицированного литейщика, хорошо знающего производственный процесс, владеющего основами математики, металловедения, способного самостоятельно решать задачи художественного оформления колоколов, нужны были долгие годы.
По весу колокол Александра Григорьева был около 40 тонн. Он отличался очень громким и мелодичным звоном, гамма его была чрезвычайно широка. Большой благовестник, названный энциклопедиями конца XIX – начала XX века самым звучным русским колоколом, висел на звоннице до 1941 года, когда при подходе немцев к городу при попытке снять его был разбит. При введении в XVIII в. городских гербов, не случайно в гербе уездного города Звенигорода, учрежденного в 1883 году, изображен главный колокол, бывший символом города. История этого колокола загадочна, познать которую призывает герб. «В голубом поле великий колокол, подписанный по краю оного неизвестными ныне литерами, каковой колокол, вылитый из меди, и поныне хранится», – таково описание герба Звенигорода в Указе 1781 года. При перерисовке герба в 1883 году рисунок изменен: «в лазуревом щите серебряный колокол с золотыми украшениями», так как герольдмейстеры конца XIX века посчитали более подобающим для герба серебро, а не медь.
Колокольчик «Звенигород». Коллекция О. Поповой
Колокольчик «Саввино-Сторожевский монастырь». Коллекция О. Поповой
Колокольчик «Звенигород». Коллекция С. Нарожной
Анна Горбунова, Москва, 2005
Звонкая Россия
С 15 апреля по 15 мая 2011 года в «Музее истории города Бронницы» прошла выставка колокольчиков «Звонкая Россия» из частных коллекций участников «Колокольной галереи».
Подробнее